Уйти, чтобы остаться, или Нам доверена память
Вместо предисловия
Сколько бы ни звучало рассказов о войне, мы никогда не почувствуем ужас, который пришлось пережить нашим дедам в те далекие годы. Единственное, что можно и нужно делать сегодня, – это чтить их память и воспитывать в каждом последующем поколении гордость за наш великий народ и уважение к подвигу русского солдата!
У каждой семьи есть своя военная летопись, и моя семья СОБОЛЕВЫХ-СТАРКОВЫХ-ФЕДОТОВЫХ не исключение.
Моим дорогим родственникам, прошедшим ужас войны и отстоявшим свободу и независимость Родины, посвящается…
А когда в пожарах запылали дали –
Храбро воевали на фронтах.
В бронзе, как живые, те ребята встали
На Московской улице в трепетных цветах…
П. Поддубный
Чудесный солнечный день… Я гуляю с дедушкой по моему родному городу: скверы, клумбы, улыбающиеся лица, ласковое солнце освещает улицу Московскую, исхоженную тысячу раз вдоль и поперек. И вдруг дедушка говорит: «Лиза, а ты знаешь, что раньше здесь был вокзал?..»
Рельсы, шум отходящих поездов, длинные гудки, а в сорок первом – испуганные лица и ощущение того, что ты в последний раз целуешь его, родного, единственного, самого близкого: отца, сына, мужа… Град слез, паника, страх… И ты понимаешь: он ушел навсегда, его образ растворился в паровозном дыму, ему не суждено повзрослеть или встретить спокойно старость, он не увидит, как рождаются и растут его дети, его не будет встречать с улыбкой любимая жена, он не сможет радоваться весенней грозе, не сумеет помочь своей старой, немощной матери…
Жизнь резко оборвалась в одну секунду у миллиона людей… Это война!
Сталиногорск не вошел в число внезапно захваченных городов. Труженики наших предприятий сумели подготовиться и к отражению вражеского наступления, и к возможному отступлению наших солдат на новые рубежи. К моменту вторжения в город немецких оккупантов химкомбинат, ГРЭС, мясокомбинат, хлебокомбинат были подвергнуты ожесточенным бомбардировкам противника. К 20 ноября 1941 года был закончен демонтаж оборудования. Оно было отправлено в восточные районы страны. Сталиногорск прикрывала 239-я дивизия под командованием полковника Гайка Огнесовича Мартиросяна. На подступах к городу у противника было почти четырехкратное превосходство по личному составу и шестикратное по танкам и артиллерии. Но сталиногорцы не спасовали, они организовали рабочие добровольческие отряды и принимали участие в уличных боях. После захвата немцами Сталиногорска в городе был установлен жестокий оккупационный режим. Однако врагу не удалось сломить сопротивление патриотов. В городе возникает подпольная организация «Смерть фашизму!», осуществляющая подрывную деятельность в период временной оккупации.
Значение героической обороны в районе Сталиногорска подчеркнуто в книге «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» под редакцией Маршала Советского Союза В.Д. Соколовского: «Упорная оборона войск юго-восточнее Сталиногорска и Венева затормозила темпы продвижения главных сил 2-й танковой армии противника в направлении на Каширу и заставила их втянуться в затяжные бои».
Легендарным для нашего города является имя генерала Павла Алексеевича Белова, командовавшего первым гвардейским кавалерийским корпусом, освободившим Сталино¬горск 12 декабря 1941 года. Об этом событии Ярослав Смеляков писал:
Гаснет электричество в окне,
Затихает музыка и пенье.
Вспоминает город в тишине
Дату своего освобожденья.
В наших завоеванных домах
Матери благословляют снова
Снег и кровь на блещущих клинках
Всадников из корпуса Белова.
Пока отважные воины-кавалеристы отстаивали свободу и честь нашего героического города, его сыны защищали Родину на других рубежах страны. Так исторически сложилось, что в первые дни войны новомосковцы в составе 747-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии были направлены на запад для обороны Могилева. Там наши земляки, молодые, необученные, неопытные, приняв ожесточенные бои, понесли огромные потери…
Вот так моя прабабушка проводила на фронт в сорок первом своего мужа Старкова Григория Ильича, нося под сердцем ребенка… И единственное, что в семье осталось, – это похоронка и короткое «Старков Г.И.», высеченное золотыми буквами среди 8000 имен погибших героев на гранитном кубе мемориального комплекса, посвященного памяти людей, потерявших главное – жизнь в этой кровавой, жестокой, бесчеловечной «мясорубке».
Многие десятки лет в нашей семье считалось, что прадедушка пропал без вести под Могилевым. Но, к счастью, есть в Новомосковске энтузиасты, искренне преданные великому делу Памяти, во главе с Михаилом Владимировым, учителем ОБЖ МБОУ «Лицей», командиром поискового отряда «Д.О.Н.». Поисковики, будучи людьми неравнодушными, откликнулись на просьбу моего дедушки и узнали в архивных данных, что Старков Григорий Ильич в боях на Днепропетровском рубеже попал в плен, прошел через несколько лагерей, пока не оказался в лагере в районе города Штаргард в Восточной Померании (сейчас это Старгард-Щециньски в Польше). Этот лагерь изначально был подготовлен для военнопленных западных стран, и поэтому в нем все было устроено в соответствии с нормами Женевской конвенции о военнопленных. Когда в июне – июле 1941 года с Восточного фронта пошел большой поток военнопленных, сюда стали привозить и красноармейцев. В этом лагере, как и положено, проводили санобработку пленных и их вакцинацию против инфекционных заболеваний – тифа и туберкулеза. Трагический итог такого подхода – смерть после вакцинации более 5 тысяч наших солдат, голодных, изможденных, измученных и уже не имевших иммунитета. Все они, рядовые и офицеры, умершие в лазарете, похоронены на городском кладбище в двух братских могилах. И на всех есть поименный список, в котором значится и имя моего прадеда Григория Ильича Старкова, умершего в декабре 1941 года и лежащего в одной из двух братских могил.
Так ожила история, а наша семья получила драгоценнейший дар – возможность преклонить колено и отдать долг памяти родному прадеду, который подарил нам радость свободной жизни.
Своим подвигом в той страшной битве под Могилевым павшие красноармейцы задержали продвижение 2-й танковой армии Гудериана и позволили нашей армии подготовиться к битве на Смоленском направлении, организовать оборону под Москвой.
Тысячи осиротевших семей жили дарящими надежду известиями с фронта. Ведь война – это не только передовая; каждый был готов отдать все за победу, и мне хотелось бы вспомнить тружеников тыла. Старкова Анна Сидоровна, моя прабабушка, как и тысячи других русских женщин, оставшись вдовой с двумя маленькими сыновьями на руках, продолжала самоотверженно трудиться.
С раннего утра и до позднего вечера она работала в колхозе. Приходилось сеять, растить, убирать хлеб в любую погоду, вязать снопы, молотить, чтобы поставлять в армию все, что необходимо для разгрома оккупантов. Собранный урожай нужно было самостоятельно доставить на станцию Маклец, где зерно превращали в муку и отправляли на фронт. А там ждали и заводской продукции, и потому одна за другой вступали в строй действующие шахты. Нехватка рабочих рук вынуждала спускаться под землю девушек, а детей вставать за станки не прекращающего свою работу химкомбината. Бережно хранит наша семья память о прабабушке, которая ни разу не пожаловалась на тяжкую участь, а ведь во время войны в ее доме в течение двух недель стояли немцы, и она, рискуя собственной жизнью, сумела в сенях спрятать корову, которая и спасла от голодной смерти моего деда и его старшего брата.
Дети войны с ранних лет были знакомы с тяжелым трудом, ведь чаще всего они оставались единственными мужчинами в семье. Мой дедушка Старков Вячеслав Григорьевич с трехлетнего возраста хорошо знал, что такое голод и холод, что значит поделиться последним куском хлеба с истощенным братом, как выискивать мерзлую картошку, оставшуюся на полях после сбора урожая, как везти несколько километров через огромные сугробы в лютый мороз санки с углем, как спасти дом от затопления ранней весной. А ведь он чудом остался в живых. Когда в дом пришли немцы, дедушке было несколько месяцев, детский плач раздражал солдат, и его уже хотели расстрелять, но вовремя вступился немецкий офицер, вспомнив, что в Германии его ждет такой же сынишка. Выходит, эта война – игра больших политиков, а простым людям она не нужна, так как противоречит человеческой сущности и всем здравым законам природы.
Примечательна и история жизни Федуловой Татьяны Михайловны, моей второй прабабушки, которая после снятия Ленинградской блокады работала на Кировском заводе и награждена медалью за восстановление героического города. Татьяна Михайловна была женщиной смелой, веселой, бралась за любую тяжелую работу, никогда не унывала и любила жизнь, а ведь война отняла у нее всю семью: пятилетний сынишка умер от голода, пять братьев, ушедших на фронт, погибли, мать не сумела пережить этой утраты. И всё-таки, восстанавливая страну из пепла, прабабушка возрождалась сама, родила дочь, сумела ей дать хорошее образо¬вание, успела понянчить внуков, прожив почти девяносто лет.
Сама жизнь бережно хранит историю, возвращая в семью военные регалии. Так, в конце прошлого года нам был передан орден Отечественной войны 2-й степени, принадлежавший Алексею Сидоровичу Соболеву, моему прадяде. Братья Соболевы добровольцами ушли на фронт, достойно защищали отчизну и, к счастью, все трое живыми вернулись в родную деревню Урванка. Алексей Сидорович, самый младший, после двух тяжелых ранений (первое – под Житомиром, второе – на 3-м Прибалтийском фронте) остался без ноги, был комиссован и удостоен специальной комис¬сией этой высокой награды. Он не отчаялся, не сломался, а начал активно трудиться в колхозе, став заместителем председателя. У Алексея Сидо¬ровича хватало сил и энту¬зи¬азма заниматься не только насущными пробле¬мами, но и культурно-массовой работой, так как в то время очень важно было поддержать моральный дух людей, помогая им справиться с болью потерь и утрат, которые принесла война.
Среди моих родных особым уважением пользовался старший брат – Соболев Иван Сидорович. Он настоящий солдат, герой трех войн: Финской, Великой Отечественной и Японской. В мирной жизни, освоив профессию водителя, трудился на гипсовом комбинате в строительном комплексе.
Дедушка рассказывает, что главной опорой в семье Соболевых – Старковых был средний брат Николай Сидорович. Будучи отважным летчиком, он прошел и Великую Отечественную, и Японскую войну на Дальнем Востоке. Владел многими смежными профессиями, после войны работал электриком на Гипсовом комбинате, был награжден медалью «За трудовую доблесть». К сожалению, на пятьдесят третьем году болезнь прервала жизнь Николая Сидоровича. Но в том и сила моей семьи, что образы бесстрашных прадедов всегда с нами, они вдохновляют молодое поколение и придают силы в любых жизненных испытаниях.
Сталиногорск вырастил героическое поколение. За годы войны Сталиногорский район по сельскохозяйственному произ¬водству являлся одним из передовых в Московской области. Из 28,5 тысяч чело¬век, отправившихся на фронт, четверть осталась на полях сражений, а по процентному соотношению Героев Совет¬ского Союза к общему количеству населения наш город занимает одно из первых мест в стране. Около тридцати новомосковцев удостоены этой наивысшей награды, шестеро являются полными кавалерами ордена Славы…
Чудесный солнечный день… Голубое небо и яркие краски долгожданной весны, счастливые лица прохожих и детский смех … Жизнь идет своим чередом, но нельзя забывать то, что помнят деревья – великаны, каменные сторожила истории – дома, мостовые и, конечно же, наши прадеды… Длинный гудок паровоза, дым и испуганные в растерянной улыбке лица молодых юношей и девушек, которых увез в вечность этот страшный поезд войны…
Вместо послесловия
Во имя павших и
во славу всех живых…
Кто, как не ты, открыл мне радость жизни,
Морских широт красоты, высоту небес.
Ты научил меня сквозь призму оптимизма
Смотреть на трудности, не ожидая призрачных чудес.
Ты шел вперед, не думая о страхе,
Всегда отважен, дерзок и умен.
Ты не боялся ничего, и в боевом размахе
Мечтал о мире светлою надеждой окрылен.
Кто, как не я, сегодня, преклонив колено,
Должна воздать все почести тому,
Кто много лет назад так просто, незабвенно
Жизнь отдал, подарив свободу дому моему.
Сегодня поутру вздохну я полной грудью,
Улыбкой лучезарной, россыпью цветов
Я одарю тебя и праведною сутью
Мольбу произнесу под сенью куполов.
Мой дед – мое достоинство и гордость,
И слава вечная о нем всегда жива.
Убеждена, во всех своих поступках
Я буду памяти его верна.
Пройдут года, я стану еще старше,
Воспоминанья вырастут со мной,
А торжество побед пусть будет ярче,
Затмив все горе, принесенное войной.
Спасибо Вам, родные, дорогие,
За светлый день, за аромат хлебов,
За то, что в страшные те годы боевые
Отдали все за мирный звон колоколов!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Семейный архив Старковых – Соболевых – Федотовых (документы, фотографии).
2. Алдобаев А. «Люди своей судьбы», Тула, 2005, 252 с.
3. Аксенов С.И., Щербатых Н.Н. «Твоя молодость, город!», Новомосковск, 2008, 240 с.
4. Дворецкий В.П., Каретников И.В., Роготнев П.В., Шавырин В.Н. «Новомосковск. Город у истока Дона», Тула, 2005, 232 с.
5. Дворецкий В.П., Каретников И.В., Роготнев П.В., Шавырин В.Н. «Новомосковск. Время – вперед!», Тула, 2010, 176 с.
6. «Мой Новомосковск. Сборник песен», Новомосковск, 2015, 39 с.
7. Назаренко В.С. «Новомосковск (Сталиногорск) в лицах. Биографический словарь», Тула, 2014, 256 с.
8. «Новомосковская правда» от 03.12.2015 № 48 (21171).
9. «Новомосковская правда» от 10.12.2015 № 49 (21172).
10. Пырьев А. «Сталиногорцы: от Бобрикстроя до марша Победы», Новомосковск, 2010, 114 с.
11. Седугин В.И. «Новомосковск. Очерк истории», Новомосковск, 2010, 186 с.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
Конкурс научно – исследовательских и творческих работ «Эврика» «Уйти, чтобы остаться, или Нам доверена память»
Выполнила ученица 6 б класса Федотова Елизавета
Руководитель: учитель русского языка и литературы Чупахина О.Н. 2016 – 2017 учебный год Новомосковск