Любить свою Родину — значит знать её
» Сочинения по Бунину » Господин из Сан-Франциско анализ рассказа

Господин из Сан-Франциско анализ рассказа


«Господин из Сан-Франциско» - небольшой рассказ Ивана Бунина, написанный и опубликованный в 1915 году.

 

История написания

 

В тот год Иван Бунин увидел в книжном магазине свежую книгу Томаса Манна «Смерть в Венеции». Впоследствии он прочитал эту книгу, которую он охарактеризовал как «очень неприятную». Также Бунин вспомнил свою поездку на Капри, где в той гостинице, в которой он остановился, внезапно умер какой-то американец. Когда затем Бунин гостил у своей двоюродной сестры в Орловской губернии, он задумался над содержанием прочитанного рассказа Томаса Манна и над смертью американца. Плодом этих размышлений и стал рассказ, который вначале писатель хотел назвать «Смерть на Капри»; но затем название решил сменить на более оригинальное.

 

Сюжет

 

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» повествует о путешествии богатого человека из Америки на корабле в Италию, на остров Капри. Господин хочет потратить свои несметные богатства на развлечения и приобретение различных благ земного мира. Корабль «Атлантида» - это роскошный лайнер, в красивых залах которого устраиваются балы. Приехав на Капри, господин из Сан-Франциско предаётся аристократическому отдыху. Однако внезапно он умирает в том отеле, в котором остановился. После этого он, до этого бывший дорогим гостем, становится здесь никому не нужен: так, хозяин отеля намеревается вынести его тело из помещения, и даже родственники не знают, что делать с умершим. В конце концов было решено закрыть его в гробу и отправить назад в Америку. Домой господин из Сан-Франциско, теперь уже мёртвый, плывёт на том же корабле, однако уже в тёмном трюме под палубой, позабытый всеми, даже лучшими друзьями и родственниками. А наверху, в зале, по-прежнему проходит роскошный бал.

 

Проблематика

 

Рассказ Бунина – это некая притча, в которой автор предаётся размышлениям о сути человеческого существования. Жизнь человека конечна, коротка и тленна, и она становится бессмысленной и отвратительной, если в ней отсутствуют какие-то высшие устремления. Богатство и власть, которыми обладает главный герой, не спасают его от смерти. После смерти оказывается, что он, в общем-то, никому не был нужен в этом мире: для одних (родственников) он был обузой, для других (таких, как владелец гостиницы) – всего лишь источником наживы. Для тела господина даже не нашлось настоящего гроба: вместо него его положили в ящик из-под содовой, из которого вынули перегородки.

 

Смысл рассказа перекликается с евангельской притчей о безрассудном хозяине, который приобрёл большие богатства, а душу свою потерял. Картины того, что окружает господина из Сан-Франциско при жизни, призваны продемонстрировать, насколько порочна, грешна и бессмысленна жизнь городского человека, по мнению Бунина. Описание жизни своего героя Бунин производит отстранённо, холодно, господин представлен в сугубо негативном свете. Даже имя господина остаётся неизвестным: Бунин подчёркивает, что ни в одном из городов, где гостил герой, его имя не запомнили.

 

Резко противопоставляется этому описание природы острова Капри и быта простых, небогатых людей – местных жителей: они обрисованы живыми красками, полными символов, сравнений, ярких эпитетов; видно, что этот мир близок самому писателю. Впрочем, весь человеческий мир, окружающий господина из Сан-Франциско, тоже оценивается автором негативно, что выражается в описании и корабля, и мест, в которых останавливался герой. Это вечный праздник жизни, в котором вообще не предусмотрено место для смерти. Поэтому от обнаруженного мёртвого тела хозяин гостиницы спешит избавиться, ради чего даже резко меняет свой тон от угодливого на резкий. То же самое делают и владельцы «Атлантиды», запрятавшие ящик с телом героя подальше от глаз людских.

 

В этом мире столько всего, что от этого изобилия становится тошно. Богатые люди, пассажиры «Атлантиды», предстают существами не только праздными, но и абсолютно беспомощными, как дети: их кормят, развлекают и всячески о них заботятся, а они наивно верят, что такое подобострастное отношение к ним совершенно искренне. Но автор как бы намекает, что неким «родоначальником» - точнее, заказчиком – этого мира является сам господин из Сан-Франциско.

 

Место, из которого он прибыл, почти напрямую именуется царством мёртвых: в финале сообщается, что господин возвращался «домой, в могилу». Судьба его мёртвого тела перед окончательной отправкой на родину напоминает посмертные мытарства грешной души. А сама «Атлантида» становится мифологической моделью мира, состоящего из трёх ярусов: на верхнем восседает капитан – божество этого мира, «языческий идол»; на среднем ярусе находится «мир земной», а на нижнем кипят котлы и гудят другие адские машины. И на этом же ярусе покоится гроб с телом господина из Сан-Франциско.

 

Герои

 

В этом рассказе три главных героя: это сам господин из Сан-Франциско, его жена и дочь. Наиболее полно описан сам господин; это пожилой американец, много лет непрестанно трудившийся и в результате заработавший огромное состояние, и теперь, под старость лет, он желает хорошенько отдохнуть. Его верная супруга соответствует своему мужу: пожилая дама, довольно надменная и осознающая свою «исключительность». Дочь – взрослая девушка, выехавшая с родителями в путешествие, чтобы подлечиться и найти себе жениха побогаче. Все трое представляют собой зрелище достаточно жалкое.





4292 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Вен­ский кон­гресс был со­зван вско­ре после
    A6
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме