Сирин – персонаж восточнославянской мифологии. Он представляет собой райскую птицу с головой девушки.
Слово и образ были заимствованы из греческой мифологии – сирены.
Часто Сирин изображается с другой райской птицей – Алконостом, на которую внешне похожа, однако у Сирин голова нередко предстаёт непокрытой и окружённой нимбом.
Алконост – это тоже русский вариант греческой Алкионы – девушки, превращённой Зевсом в зимородка. Древнейшие изображения птицы Сирин встречаются с Х века, они присутствовали на посуде и украшениях.
Впоследствии образ Сирин окончательно сложился, что и нашло отражение в сказаниях. Обычно Сирин выполняет двоякую функцию:
- С одной стороны, это птица, живущая в раю и временами спускающаяся на землю к людям. Сирин в это время поёт чудесные песни о будущем блаженстве в небесном царстве, и песни эти оказывают на человека благотворное влияние.
- С другой стороны, услышавший пение Сирин человек может потерять рассудок, поэтому Сирин иногда предстаёт отрицательным персонажем и даже посланницей ада.
↑ Как отпугнуть Сирин
Вторая, «тёмная» функция птицы Сирин с давних пор пугала русских людей. Поэтому в средневековой литературе (обычно в апокрифах) говорилось, что Сирин боится громких звуков и именно поэтому принято трубить в трубы, бить в колокола и стрелять из пушек.
↑ Сирин в поздней мифологии
Сирин издавна ассоциировалась с сиреневым цветом – вероятно, по созвучию. Распространено представление о Сирин и Алконосте, прилетающих в яблоневые сады в день Яблочного спаса. Утром на дерево садится Сирин, которая грустит и плачет, а в полдень её сменяет Алконост, который смеётся и радуется, и с его прилётом яблоки становятся полностью спелыми. Алконост стряхивает со своих перьев росу, которая попадает на яблоки и наполняет их живительной силой.
картина Васнецова Песнь радости и печали (Сирин и Алконост) фото
Обе «птицы радости и печали» вошли в сюжет одноимённой картины Васнецова. В позднейших представлениях Сирин символизирует преимущественно светлое начало и является покровительницей счастья. В таком ключе она изображена, к примеру, на стенах станции московского метро «Перово»; авторы изображения, по собственным словам, опирались на традиции русского народного прикладного искусства.
В XVIII – XIX веках Сирин – популярный персонаж лубочных рисунков. Сирин проникла даже в сочинение советского писателя-мистика Даниила Андреева «Роза мира», где она вместе с другими мифическими птицами (Алконостом, Фениксом, Гамаюном и др.) считается архангелом «христианских метакультур».