Я, внучка участника Великой Отечественной войны, своим участием в данном проекте хочу отдать дань памяти всем погибшим в ту страшную войну и обеспечившим нам, нашим детям и внукам мирное небо над головой. Я ведь, росла и воспитывалась в то время, когда в стране были мир, лад.
Работали заводы и предприятия, в магазинах все было доступно для жизни, каждый мог получить образование по своему желанию. Но каждую семью коснулось страшное горе: не вернулись с войны отцы, мужья, старшие братья.
У меня не было дедушек, и поэтому это слово я никогда не произносила. Я гордилась ими, но в моей детской душе затаилась обида, почему я, воспитываясь в полной семье, знала только одну бабушку со стороны мамы – Филатову Пелагею Михайловну. И про деда Филатова Геннадия Евдокимовича, я хочу рассказать.
Деда отправляли на войну из п. Нововоронинского, Нововоронинского сельского совета. Дома оставались у него трое детей: два сына и одна доченька и надежный тыл жена. Бабушке одной было очень тяжело с тремя детьми, дети были маленькие, моей маме было всего один год и 4 месяца. В деревне так происходило в каждой семье. Днем работа: дети с женщинами брались за любую работу, которую надо было делать: месили кизяк, работали в поле и на фермах. Вечером готовили на фронт посылки со связанными варежками и носками и ждали победу, весточек от своих мужей.
Летом утром рано ходили за ягодами на гору, (их в ту пору было много) ягоды сушили, но и это не спасало, потому что не все дети выжили в годы войны (не обошла беда и семьи Филатовых, старшей Коленька умер от болезни). Бабушка дала всем своим детям образование. А сама научилась писать только свою фамилию, и то печатными буквами. Баба Поля была чистюля, очень трудолюбива, и не боялась никаких трудностей. Она умела все: печь вкусные пироги и прясть шерсть, вязать варежки, носки, держала очень много скотины, когда уже жила одна в мирное время (гуси, утки, куры, коровы, телята и много другой живности) у нее был большой огород под картофель.
Бабушка уважала своих односельчан, и они взаимно ее. Даже когда переехала жить в город, ей было интересно все, что происходит в ее родной деревне. Насколько я помню, каждый год Девятого мая бабушка посещала мемориал в п. Спасскиий, где на плите в списке среди всех земляков, участников ВОв, не вернувшихся домой, выбита и фамилия Филатова Г.Е. Вместе с ней на этот митинг ездила и я, когда была маленькой и подростком. И когда я оставалась ночевать у бабули, все время просила ее вместо сказок на ночь рассказывать мне про старину, все это мне было интересно.
Давно бабушка получила извещение №6, выданное Верхнеуральский райвоенкоматом, в котором написано: «Ваш муж, солдат рядовой Филатов Геннадий Евдокимович, умер в плену 13 декабря 1942 года». И вот по этому извещению в 90-х годах мы начали искать деда сначала через организацию «Память сердца. Дети погибших защитников Отечества», затем уже через соцсети, но все было глухо. Найти отца сильно хотела его дочь Филатова (Целищева) Мария Геннадьевна, но она этого к сожалению не дождалась. А мы, внучки и правнуки, были поискам очень рады, даже не верилось, что это наш дед, и мы так долго этого ждали.
А деда мы своего нашли уже, когда самых близких (жены, детей) не стало. Мне позвонила дальняя родственница по линии бабушки, которая проживает в п. Нововоронинский и сказала, что нас разыскивают из редакции районной газеты «Красный Уралец». Телефонный звонок из республики Марий Эл раздался в редакции 25 мая 2017 года. Журналист Александр Илисавский, в течение пяти лет занимавщийся исследованием списка погибших в «Уманской яме», обнаружил среди них фамилию уроженца Верхнеуральского района Филатова Г.Е. 02.08.1911г.р., призванного Верхнеуральским райвоенкоматом из Нововоронинского сельского совета 14 августа 1941 года.
Воевал он рядовым в 133 кавалерийском полку, а умер 13 декабря 1942 года, похоронен в братской могиле № 57. «Уманская яма» - неофициальное название пересылочного немецкого концлагеря «Stalag-349», находившегося в близи украинского города Умань, а попросту глиняный карьер, куда фашисты согнали десятки тысяч пленных (по данным протокола допроса командира роты, охранявшей лагерь, там содержалось 74 тысячи человек), захваченных в окружении в 1941 году. Многие из-за нечеловеческих условий содержания погибли.
Немцы и их пособники расстреливали евреев, комиссаров, « политбойцов», раненых и ослабевших. Общее количество похороненных здесь людей до сих пор неизвестно. Работа медиков немецкого концлагеря «Stalag-349» не оказалась бесцельной, ведь это они перед захоронением вкладывали в бутылки стандартные бланки с данными умерших. Мы благодарны Верховному главнокомандующему В.В. Путину, что с данных списков был снят гриф секретности, и мы теперь знаем, где захоронен наш дед. Благодарны тем людям, которые проделали такой титанический труд разбора документов для того, чтобы наш дед вернулся домой. (через 76 лет)
24.04.2020.г Л.П. Акзаметдинова(Целищева)