Старуха Изергиль анализ рассказа
1. История создания. Рассказ "Старуха Изергиль" был написан М. Горьким осенью 1894 г. Произведение было впервые опубликовано в "Самарской газете" (1895 г.).
2. Смысл названия. Старуха Изергиль - главная героиня рассказа, образ которой связывает между собой три сюжетные линии: историю самой старухи, предания о Ларре и о Данко.
3. Главная тема произведения - человеческая гордость. Старуха Изергиль упрекает рассказчика в том, что он бесцельно растрачивает свои лучшие годы. Девушки и юноши ее народа после тяжелой дневной работы находят в себе силы петь и смеяться. Их ночные прогулки по морскому побережью свидетельствуют о торжестве молодости и здоровья.
В лице рассказчика Изергиль обвиняет всех русских: "Стариками родитесь вы... Мрачные все, как демоны...". Преждевременное отрешение от радостей мира ведет к трагическому одиночеству и чрезмерной гордости. Старуха убеждена, что за этим последует суровая божественная кара. В качестве примера она рассказывает сказку о Ларре.
Гордый сын орла сам обрек себя на вечное одиночество, презрев людские законы. Даже совершив убийство, он не хотел признать его своей виной. На протяжении долгих лет Ларра безнаказанно похищал все, что хотел, считая себя "первым на земле". Невероятная гордость оправдывала все его преступления. Однако настал момент, когда одиночество стало для Ларры мучительной ношей. Люди его не принимали, а казавшееся благом бессмертие превратилось в вечную пытку. Ларра обречен на бесконечный поиск в ожидании смерти.
Образу отвергнутого людьми вечного странника старуха Изергиль противопоставляет свою собственную жизнь. Ее гордость была иного рода. Изергиль не отдалялась от людей, хотя многих презирала за слабость и неумение жить. С девических лет Изергиль брала от жизни все, что хотела. Здоровье она до сих пор сравнивает с богатством, которое нужно не копить, а тратить.
Изергиль побывала во многих местах, сменила множество любовников и мало о ком по-настоящему жалела. Ближе к старости она, как и Ларра, совершила убийство, но сделала это не из гордости, а повинуясь любви и состраданию. Яркая и насыщенная жизнь Изергиль служит ей источником приятных воспоминаний. Старуха ничуть не жалеет о бурно проведенной молодости. На склоне лет единственным утешением для нее остается наблюдать за такими же гордыми и красивыми людьми.
Примером еще одной жизни становится предание Изергиль о Данко. Образ человека с горящим сердцем в руке символизирует собой жалость ко всем страдающим и обездоленным. Данко тоже был красивым, сильным и гордым, но он отдал свою жизнь ради спасения соплеменников. Гордость не позволила ему спастись в одиночку, а наоборот, подтолкнула к подвигу.
Как это часто бывает, смерть героя даже не была замечена спасшимися людьми, а "гордое сердце" оказалось раздавленным чьей-то ногой. Эгоизм Ларры и альтруизм Данко - крайние формы человеческой гордости. Промежуточное положение занимает образ старухи Изергиль. Женщина может переступить человеческие законы, если находит этому оправдание. Жизнь Изергиль прошла не только в удовлетворении собственных потребностей и желаний. Она подарила счастье многим мужчинам и даже спасла несколько человек от неминуемой смерти.
4. Проблематика. Центральная проблема рассказа - смысл человеческой жизни. Вечная жизнь Ларры представляет собой наказание и бесконечную пытку. Его антипод Данко умирает молодым и сильным, не получая за это никакой благодарности. Оба примера неприемлемы для старухи Изергиль. По ее твердому убеждению, идеальной должна считаться долгая активная жизнь, прошедшая среди человеческих радостей и страданий. "Каждый сам себе судьба!", - говорит старуха Изергиль. Чем больше будет гордых и сильных людей, тем меньше вероятность повторения трагедий Ларры и Данко.
5. Композиция. Рассказ состоит из трех частей. Первая посвящена сказке о Ларее, вторая - истории жизни старухи Изергиль, третья - преданию о Данко. Объединяет все три части встреча автора с Изергиль. Разговоры между ними и размышления рассказчика органично вплетены в каждую часть. Композиция произведения кольцевая: начало и финал описывают морской берег.
6. Чему учит автор. Представленные читателю на выбор три жизненных пути говорят о том, что невозможно быть одновременно Ларрой и Данко. Нельзя совершать подвиги и в то же время заботиться о своем собственном счастье. Жизнь Изергиль нельзя назвать совершенной, но в этом и заключается ее реальность и отличие от фантастических преданий.
Каждый человек выбирает свой собственный ориентир: ничем не ограниченное самомнение, либо героическая самоотверженность. Наиболее сильные и гордые люди способны далеко зайти в стремлении к этим идеалам, но оба пути в конечном счете ведут в тупик. Нужно уметь разумно уклоняться от ухода в крайности. Только в этом лежит залог гармоничной и счастливой жизни.