В фонде центральной юношеской библиотеки города Георгиевска хранится большое количество книг по искусству, в том числе по истории живописи и о жизни и творчестве известных художников разных эпох и народов. С целью привлечения внимания наших читателей к этим изданиям были запланированы онлайн-мероприятия под общим названием «Путешествие в мир живописи» о художниках – юбилярах 2021 года.
Первое мероприятие из этого ряда «Мастер пейзажной живописи» было посвящено А. И. Куинджи, 180-летний юбилей которого отмечался в январе 2021 года. Архип Иванович Куинджи родился в 1841 году в Мариуполе. Его предки проживали в Крыму в районе Бахчисарая, среди татар. Вероятно, не случайно фамилия Куинджи переводится с татарского «золотых дел мастер».
Отец умер рано, за ним - мать. Осиротевшие дети стали воспитываться в семье брата отца. Способности к рисованию появились у мальчика в раннем детстве. Он рисовал, где только мог и чем мог. Даже находясь в услужении, он исхитрялся рисовать приказчиков, поражая тех сходством с оригиналом. Многие стали советовать юноше отправиться на учебу к знаменитому Айвазовскому. Архип последовал совету. Мастер был в отъезде и им занялся его ученик Адольф Фесслер. Куинджи жил во дворе под навесом, но был счастлив, так как окунулся в атмосферу настоящего искусства. Он был поражен и восхищен, равно как и понимал всю серьезность и сложность труда художника. Известно, что Айвазовский не заинтересовался Архипом, и тот вновь вернулся в Мариуполь. Может быть это судьба?
Миру искусства не нужен был второй Айвазовский. Ему нужен был единственный и неповторимый Куинджи… Но юношу не так-то просто было свернуть с избранного пути. Он перебирается в Петербург. Не сразу его принимают в Академию художеств, но в 1868 году Совет Академии удостаивает его звания свободного художника. И уже в 1970 году молодой художник едет на остров Валаам, где рисует с натуры. Оттуда он привез несколько работ. В картине «На Валааме» словно упирающиеся в небо, сосны, величественные клены. Непоколебимые валуны и бегущие ручьи. И, наконец, небо. Совершенно потрясающее, без которого невозможно представить работы Куинджи. Тот самый цветовой спектр, непревзойденным мастером которого был Архип Иванович. Многие критики назвали эту работу «национальным пейзажем».
В 1878 г. Куинджи экспонирует свои работы на Всемирной выставке в Париже. Критики единодушны в своей оценке. Известный критик Эмиль Дюранти отмечал: «…бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами, оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других». Очередной фурор был связан с картиной «Лунная ночь на Днепре». В зал, где она выставлялась, была огромная (не смотря на дождь) очередь. Полотно демонстрировалось при свете лампы, что еще более увеличивало эффект. Среди восхищенных зрителей были Тургенев и Крамской, Менделеев и Чистяков. В итоге ее за огромную по тем временам сумму – пять тысяч рублей – приобрел великий князь Константин.
В 1888 году Куинджи впервые, по приглашению Н.А. Ярошенко, попадает на Кавказ, где пишет несколько картин. На многих изображен гордый красавец двуглавый Эльбрус – вечный и такой разный на полотнах художника. Когда Архипу Ивановичу исполнилось 40 лет, а его слава достигла апогея, он совершает неожиданный шаг: прекращает выставляться. Вот как позднее он это объяснил: «…художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Но он работал – не мог не работать. Изобретал новые краски, чтобы не тускнели с годами, занимался с многочисленными учениками.
Будучи состоятельным, Куинджи много тратил на поддержку талантливой молодежи. Он объявил конкурс, выделил для наград 100 тысяч рублей, а на Весенних выставках присуждал 24 премии разного достоинства. В 1893 году Куинджи совместно с Шишковым получил предложение возглавить мастерскую пейзажа в Академии художеств. Он был прекрасным педагогом. Учил учеников тому, что умел сам, не подавляя при этом их индивидуальности, относясь к ним по-отечески. И ученики были преданы ему всецело.
Одним из его учеников был Николай Рерих, который писал: «Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Знают его как славного мечтателя в стремлении объять великое и всех примирить, отдавшего все свое миллионное состояние. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Знают его как решительного заступника за все, в чем он был уверен, и в честности чего он был убежден. Знают, как строгого критика, и в глубине его часто резких суждений было искреннее желание успеха всему достойному».
Делом его жизни было создание общества художников, необходимого для творчества и взаимопомощи. Архип Иванович внес миллионный капитал. Позднее в знак заслуг Куинджи учредители решили присвоить обществу его имя. 11 июля 1910 года Архип Иванович умер от воспаления легких. Его большое доброе сердце не справилось с болезнью. Он ушел из жизни, не забыв никого из родных и близких. А весь остальной капитал отдал обществу художников. Мало примеров, особенно в сегодняшней нашей жизни, такого бескорыстия и подвижничества богатых людей. Мало мудрых, которым суждено уяснить, что не деньги определяют смысл человеческой жизни. Великий русский художник, грек, умевший так любить Россию и так страстно ее воспевать.
ведущий библиотекарь ЦЮБ
г. Георгиевск, Ставропольского края.