Любить свою Родину — значит знать её
» Новости Регионов » Новости Ставрапольского края » Мастер пейзажной живописи А.И. Куинджи

Мастер пейзажной живописи А.И. Куинджи


В фонде центральной юношеской библиотеки города Георгиевска хранится большое количество книг по искусству, в том числе по истории живописи и о жизни и творчестве известных художников разных эпох и народов. С целью привлечения внимания наших читателей к этим изданиям были запланированы онлайн-мероприятия под общим названием «Путешествие в мир живописи» о художниках – юбилярах 2021 года.

Первое мероприятие из этого ряда «Мастер пейзажной живописи» было посвящено А. И. Куинджи, 180-летний юбилей которого отмечался в январе 2021 года. Архип Иванович Куинджи родился в 1841 году в Мариуполе. Его предки проживали в Крыму в районе Бахчисарая, среди татар. Вероятно, не случайно фамилия Куинджи переводится с татарского «золотых дел мастер».

Отец умер рано, за ним - мать. Осиротевшие дети стали воспитываться в семье брата отца. Способности к рисованию появились у мальчика в раннем детстве. Он рисовал, где только мог и чем мог. Даже находясь в услужении, он исхитрялся рисовать приказчиков, поражая тех сходством с оригиналом. Многие стали советовать юноше отправиться на учебу к знаменитому Айвазовскому. Архип последовал совету. Мастер был в отъезде и им занялся его ученик Адольф Фесслер. Куинджи жил во дворе под навесом, но был счастлив, так как окунулся в атмосферу настоящего искусства. Он был поражен и восхищен, равно как и понимал всю серьезность и сложность труда художника. Известно, что Айвазовский не заинтересовался Архипом, и тот вновь вернулся в Мариуполь. Может быть это судьба?

Миру искусства не нужен был второй Айвазовский. Ему нужен был единственный и неповторимый Куинджи… Но юношу не так-то просто было свернуть с избранного пути. Он перебирается в Петербург. Не сразу его принимают в Академию художеств, но в 1868 году Совет Академии удостаивает его звания свободного художника. И уже в 1970 году молодой художник едет на остров Валаам, где рисует с натуры. Оттуда он привез несколько работ. В картине «На Валааме» словно упирающиеся в небо, сосны, величественные клены. Непоколебимые валуны и бегущие ручьи. И, наконец, небо. Совершенно потрясающее, без которого невозможно представить работы Куинджи. Тот самый цветовой спектр, непревзойденным мастером которого был Архип Иванович. Многие критики назвали эту работу «национальным пейзажем».

В 1878 г. Куинджи экспонирует свои работы на Всемирной выставке в Париже. Критики единодушны в своей оценке. Известный критик Эмиль Дюранти отмечал: «…бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами, оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других». Очередной фурор был связан с картиной «Лунная ночь на Днепре». В зал, где она выставлялась, была огромная (не смотря на дождь) очередь. Полотно демонстрировалось при свете лампы, что еще более увеличивало эффект. Среди восхищенных зрителей были Тургенев и Крамской, Менделеев и Чистяков. В итоге ее за огромную по тем временам сумму – пять тысяч рублей – приобрел великий князь Константин.

В 1888 году Куинджи впервые, по приглашению Н.А. Ярошенко, попадает на Кавказ, где пишет несколько картин. На многих изображен гордый красавец двуглавый Эльбрус – вечный и такой разный на полотнах художника. Когда Архипу Ивановичу исполнилось 40 лет, а его слава достигла апогея, он совершает неожиданный шаг: прекращает выставляться. Вот как позднее он это объяснил: «…художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Но он работал – не мог не работать. Изобретал новые краски, чтобы не тускнели с годами, занимался с многочисленными учениками.

Будучи состоятельным, Куинджи много тратил на поддержку талантливой молодежи. Он объявил конкурс, выделил для наград 100 тысяч рублей, а на Весенних выставках присуждал 24 премии разного достоинства. В 1893 году Куинджи совместно с Шишковым получил предложение возглавить мастерскую пейзажа в Академии художеств. Он был прекрасным педагогом. Учил учеников тому, что умел сам, не подавляя при этом их индивидуальности, относясь к ним по-отечески. И ученики были преданы ему всецело.

Одним из его учеников был Николай Рерих, который писал: «Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Знают его как славного мечтателя в стремлении объять великое и всех примирить, отдавшего все свое миллионное состояние. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Знают его как решительного заступника за все, в чем он был уверен, и в честности чего он был убежден. Знают, как строгого критика, и в глубине его часто резких суждений было искреннее желание успеха всему достойному».

Делом его жизни было создание общества художников, необходимого для творчества и взаимопомощи. Архип Иванович внес миллионный капитал. Позднее в знак заслуг Куинджи учредители решили присвоить обществу его имя. 11 июля 1910 года Архип Иванович умер от воспаления легких. Его большое доброе сердце не справилось с болезнью. Он ушел из жизни, не забыв никого из родных и близких. А весь остальной капитал отдал обществу художников. Мало примеров, особенно в сегодняшней нашей жизни, такого бескорыстия и подвижничества богатых людей. Мало мудрых, которым суждено уяснить, что не деньги определяют смысл человеческой жизни. Великий русский художник, грек, умевший так любить Россию и так страстно ее воспевать.

Татьяна Алферова,
ведущий библиотекарь ЦЮБ
г. Георгиевск, Ставропольского края.




14435 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из пись­ма им­пе­ра­то­ра и ука­жи­те, в каком году про­ис­хо­ди­ли опи­сан­ные в нём со­бы­тия. «Пред­став­ля­лось из­брать один из двух путей — на­зна­чить энер­гич­но­го во­ен­но­го че­ло­ве­ка и всеми си­ла­ми по­ста­рать­ся по­да­вить кра­мо­лу. И дру­гой путь — предо­став­ле­ние граж­дан­ских прав на­се­ле­нию, сво­бо­ды слова, пе­ча­ти, со­бра­ний, со­ю­зов и т. д. Кроме того, обя­за­тель­ство про­во­дить вся­кие за­ко­но­про­ек­ты через Го­су­дар­ствен­ную думу... Это, в сущ­но­сти, и есть кон­сти­ту­ция. Витте го­ря­чо от­ста­и­вал этот путь. И все, к кому я об­ра­щал­ся, от­ве­ча­ли мне так же, как и Витте. Ма­ни­фест был со­став­лен им и Алек­се­ем Обо­лен­ским. Мы об­суж­да­ли его два дня, и, на­ко­нец, по­мо­лив­шись, я его под­пи­сал».
    A12
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Рерих Николай Константинович
Рерих Николай Константинович
В двух словах определить его заслуги перед русской и мировой культурами не представляется возможным. Николай Константинович Рерих был больше, чем просто художником, но еще и тонким мыслителем, путешественником, этнографом, историком. Его по-прежнему
Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский
Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский
Сегодня имя художника Дмитриева-Оренбургского мало что говорит зрителю: картины его забыты, монографических исследований творчества не было. Иногда в обзорах искусства второй половины 19 века появляется его имя. А, между прочим, жизнь художника
Товарищество передвижных художественных выставок
Товарищество передвижных художественных выставок
Товарищество передвижных художественных выставок создано российскими художниками. Возникновение Товарищества Художники товарищества передвижных художественных выставок первыми в России начали создавать свои работы в реалистичном стиле.