Сегодня имя художника Дмитриева-Оренбургского мало что говорит зрителю: картины его забыты, монографических исследований творчества не было. Иногда в обзорах искусства второй половины 19 века появляется его имя. А, между прочим, жизнь художника была интересной и насыщенной. Он пережил «бунт 14» и становление Товарищества художников передвижников. Творчество художника отразило в себе все веяния живописи 19 века. Художник Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский был маленьким участником значимых процессов, поэтому его имя заслуживает доброй памяти.
Начало творческого пути художника мало чем отличалось от его коллег. Он так же учился в Академии художеств с 1856 г по 1863 год. Награждался серебряными и золотыми медалями. Среди его работ за годы учебы были такие как: «Олимпийские игры», «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного», «Стрелецкий бунт» и другие. С 1860 года работы Николая выставляются на различных выставках. И, несмотря, на то, что будущее открывало перед ним интересные и большие перспективы, наш герой был в числе участников бунта четырнадцати. Академию художеств «заговорщики» покинули без диплома, без права на командировку и других привилегий. Живописное наследие Дмириева-Оренбургского совершенно и разнообразно. С одной стороны, традиционные, для ранних передвижников жанры – многолюдные и повествовательные, с особым вниманием к деталям. С другой – батальные композиции, которые перенасыщены людскими толпами, движением масс. Художник пишет просто потрясающие батальные сцены: «Бой у Систовских ворот», «Последний бой под Плевной», «Переправа русской армии через Дунай».
Среди современников Дмитриев-Оренбургский не пользовался широкой известностью. Николай был профессором с прочной репутацией, классным художником, который не претендовал на открытие новых направлений в искусстве. Умер Николай Дмитриевич в 1898 году.