Тема спорта являлась одной из основных и знаковых тем в советской живописи. Эта тема позволяла, с одной стороны, выражать в пластических образах идею «нового» человека, воплощавшего античный идеал калокагатии, гармоничного единства внешней и внутренней красоты, а с другой, решать художественные задачи, связанные с изображением движения, силы, энергии, прекрасного человеческого тела.
Крылатое латинское выражение «В здоровом теле – здоровый дух» приобрело в советском государстве статус идеологемы, важного элемента идеологической системы. В Советском Союзе спорт носил массовый и доступный характер, отождествлялся с физической культурой, а его пропаганда осуществлялась различными средствами, в том числе и с помощью изобразительного искусства.
Одним из первых советских художников, обратившихся к теме спорта, был Александр Александрович Дейнека (1899-1969). Он сам был человеком, увлекающимся спортом: играл в футбол, занимался плаванием, боксом. Его первой картина была картина «Футбол» (1924).
Футбол. Картина Дейнека фото
Картина Дейнека Боксер Градополов фото
Картина Дейнека Бег фото
Картина Дейнекена Вратарь фото
Уже в этой довольно схематичной картине художник находит новые пластические решения для передачи динамики движения. В своем довоенном «спортивном цикле»: «Рабочий на лыжах», «Работница на лыжах», «Боксер Градополов» (1925), «Теннис», «Лыжники» (1926); «Утренняя зарядка», «Игра в мяч», «Футболист» (1932); «Бег» (1933); «Вратарь» (1934) А.А. Дейнека выразил ритм и пластику движения, создал особые пластические средства выразительности.
А.А. Дейнека был одним из основателей Общества художников-станковистов (ОСТ), созданного в 1925 году группой выпускников ВХУТЕМАСа. Задачей этой художественной группировки было воспевание социалистической реальности, строительства новой жизни. Художников ОСТ вдохновлял стремительный и динамичный характер эпохи, они искали соответствующие ему образы. Излюбленными темами художников-станковистов были: промышленное производство, автомобили, самолеты, жизнь индустриального города и, конечно, массовый спорт.
К группе ОСТ принадлежали многие талантливые молодые художники, в творчестве которых присутствует тема спорта: П.В. Вильямс, С.А. Лучишкин, Ю.И. Пименов, Е.С. Зернова, К.А. Вялов и ряд других. Возможность передать необычные ракурсы движения человеческого тела представлена на картинах С.А. Лучишкина «Прыжок в воду» (1928), Ю.И. Пименова «Футбол» (1926), Е. Зыряновой «Гигантские шаги» (1927).
Еще одним известным советским художником, неравнодушным к спортивной тематике, был Александр Николаевич Самохвалов (1894-1971). Ему принадлежат десятки картин, посвященных как отдельным видам спорта, так и его представителям. Достаточно перечислить такие полотна, как «Спартаковка» (1928), «На стадионе» (1931), «После кросса» (1935), «Советская физкультура» (1937), чтобы убедиться в многогранности его таланта, умении передать уверенные, точные движения спортсменов, их физическое совершенство. Особая тема в творчестве художника – портреты спортсменок. Вот лишь некоторые из них: «Девушка в футболке» (1932), «Спортсменка с цветами» (1933), «Девушка с ядром» (1933), «Девушка с мячом» (1933).
К середине 1930-х годов в советской живописи сформировались две основные тенденции в изображении спорта. Первая из них – это портретный жанр, отражающий скорее не индивидуальные черты конкретного человека, а типические характеристики советского спортсмена и физкультурника. Вторая – изображение спортивных парадов и шествий, символизирующих энтузиазм и оптимизм народных масс. В жанре портрета выполнены следующие знаменательные картины, в которых, так или иначе, присутствует тема спорта, физической культуры:
- И. Куликов «Физкультурница» (1929);
- Г. Ряжский «Физкультурница» (1930);
- Г. Мелентьев «Хоккеистка» (1936);
- Е. Кацман «Портрет Киры» (1936);
- И. Бродский «К.Е. Ворошилов на лыжной прогулке» (1937);
- М.О. Штейнер «Физкультурница в купальном костюме» (1939).
Картины, изображающие физкультурные парады и праздники:
- Е. Аладжалова «Праздник 1 мая» (1927);
- А. Самохвалов «С.М. Киров принимает парад физкультурников» (1935);
- С. Лучишкин «Парад на стадионе Динамо» (1936);
- Ю. Пименов «Физкультурный парад» (1939).
На этих картинах спортивные парады воплощены как торжество молодости, триумф силы, энергии, единство коллективной воли. Чаще всего действие происходит на фоне величественных построек, все наполнено мощью и созиданием. Поступательная динамика спортсменов создает иллюзию движения не только в пространстве, но и во времени. Кажется, что все участники спортивного праздника устремлены в светлое будущее, ритм их движений отодвигает временные горизонты.
Массовый характер занятий спортом отражен на таких картинах, как:
- С. Луппов «Спортивные игры на стадионе» (1927);
- С. Лучишкин «Лыжники» (1926);
- К. Вялов «Каток «Динамо» (1932);
- Е. Зернова «Лыжный агитпробег» (1932);
- Ф. Антонов «В выходной день» (1934);
- Н. Дормидонтов «Киров на лыжной прогулке» (1937).
Конечно же, не обошла советская живопись тему соревнования, спортивного поединка:
- Ю. Пименов «Спорт» (1927);
- Ю.Пименов «Теннис» (1930);
- Н. Загреков «Герта» нападает (С мячом – Ганне)» (1930);
- К. Кустодиев «На старт» (1933);
- О. Ваулина «Борьба стоя» (1930-е).
В 1930-е годы, помимо картин, нагруженных идеологическим смыслом, создавались полотна, на которых тема спорта сочеталась с лиризмом, чувством слияния с природой:
- А. Пахомов «Маленький стрелок из лука» (1930);
- Л. Чупятов «Пейзаж с красным деревом (Бег)» (1938).
Спортивная тема в творчестве советских художников возродилась после окончания Великой Отечественной войны. В картинах конца 1940-1950-х годов передана праздничная атмосфера спортивного соревнования, они наполнены радостью и любовью к жизни:
- А.А. Дейнека «Раздолье» (1944) и «Эстафета по кольцу «Б» (1947);
- И.М. Гурвич «На стадионе» (1947);
- Т.Н. Яблонская «На Днепре» (1952);
- Б.Н. Ермолаев «Стадион им. С.М.Кирова. Ленинград» (1953);
- А.Ю. Никич «На соревнование» (1950-е);
- П.Ф. Осипов «Соревнования на стадионе «Динамо» (1950-е);
- В. Кутилин «Бегущая по волнам» (1959).
Период «оттепели» ознаменовался в изобразительном искусстве интересом к выражению индивидуальности каждого человека, что отразилось на развитии портретного жанра. Спорт предстает не только как воплощение силы и воли, готовности к труду и обороне, но и как выражение личностных характеристик спортсмена, его человеческих качеств. Портреты спортсменов:
- Д.Д. Жилинский «Гимнасты СССР» (1964);
- Г.А. Киракозов «Портрет мастера спорта по штанге В. Рыбкина» (1965);
- А.А. Богданов А.А. «Портрет чемпионки мира по фехтованию Галины Гороховой» (1968);
- И.М. Ильин «Хоккеист. Портрет заслуженного мастера спорта Е.Д.Мишакова» (1971);
- Ю.Ф. Усыпенко «Владислав Третьяк» (1973).
В 1960-1970-е годы наиболее актуальным течением в советской живописи был т. н. «суровый стиль», воспевающий будни и труд простого человека, прекрасного в своей повседневности. Один из самых ярких представителей этого течения – Виктор Ефимович Попков (1932-1974) – неоднократно обращался к теме спорта:
- «На выходных» (1958);
- «Велосипедистка» (1963);
- «Каток» (1966);
- «Волейбол» (1968).
Каждый вид спорта и многообразие форм спортивного досуга также получили свое выражение в советской живописи. Лыжный спорт – самый доступный и массовый вид спорта, всегда был привлекателен для многих художников. Возможность изобразить стремительное движение, оттенки снега и неба, напряжение соревнования была воплощена замечательными мастерами кисти:
- Т.Н. Яблонская «Перед стартом» (1947);
- Б.Ф. Федоров «После лыжного пробега» (1952);
- В.Н. Сигорский «На Ленинских горах» (1958);
- А.Н. Мазитов «У финиша» (1957);
- А.Н. Талалаев «Лыжники» (1961);
- Ю.П. Рейнер «Подмосковный пейзаж» (1964);
- Н.И. Витинг «В выходной день» (1971);
- А.Н. Блиок «Праздник Севера в Кировске» (1972);
- М.К. Финогенова «Зима в ЦПКиО» (1975);
- И.Ф. Лимантова «Воскресный маршрут» (1989).
Одним из самых любимых видов спорта в нашей стране является футбол, что также нашло выражение в живописи:
- В. Прибыловский «Вратарь» (1966);
- А.Р. Лопатин «Тренировка вратаря» (1976);
- В.В. Вильнер «Футбол» (1977);
- П.И. Рубинский «Футбол» (1979).
Хоккей – наступательный, динамичный, очень зрелищный вид спорта не мог, конечно, остаться без внимания художников:
- В.М. Мидлер «Хоккей на стадионе «Динамо» (1948);
- А.А. Дейнека «Хоккей» (1960);
- В.И. Рыжих «Хоккей» (1966);
- Е.И. Щварц «Хоккей на московском «Динамо» (1967);
- В.М. Сибирский «Ветераны советского спорта»;
- С.Н. Присекин «Ледовая дружина».
Другие виды спорта также получали свое выражение в советском изобразительном искусстве:
- Г.М. Ламанов «Гимнастка. (Спортсменка)» (1968);
- М. Изотов «Гимнасты. Портрет Владимира Артёмова и Юрия Королёва» (1987);
- Е.С. Зернова «Легкая атлетика»;
- В.И. Арискин «Самбисты» (1976);
- О.Г. Пономаренко «Дзюдоисты» (1979);
- Т.А. Дехтерева «На тренировке» (1971);
- Г.А. Шпонько «Велосипедисты» (1980);
- Н.А. Ломакин «Кросс» (1983);
- М.Г. Некрасов «Мотокросс» (1983).
С большим обаянием выполнены картины, изображающие юных спортсменов:
- С.А. Григорьев «Вратарь» (1949);
- М.Г. Богатырев «Будущие чемпионы» (1950);
- А.Ф. Козлов «Впервые на ринге» (1954);
- Н.Л. Веселова «Юные хоккеисты» (1950-е);
- Н.И. Витинг «Юные легкоатлеты» (1963);
- Е.Н. Широков «Юный хоккеист» (1971);
- Г.А. Киракозов «Хоккеист» (1970-е);
- А. Сайкина «Детская спортивная школа» (1979);
- Е.Е. Толкунов «Мои друзья» (1988).
Тема спорта с советской живописи позволяла не только выразить культ молодости, здоровья и красоты, но и передать полноту жизни советского человека, динамику эпохи, героику спортивного подвига. Образы спорта, созданные советскими художниками, навсегда вошли в сокровищницу мирового изобразительного искусства.