Пересветов Иван - яркая личность 16 века, русский философ, писатель.
Изучая историю философии или политэкономии, мы чаще всего обращаемся к наследию и трудам зарубежных авторов, подчас даже и не подозревая, что в России в 16 веке имелся выдающийся православный мыслитель, писатель и философ, в своих теориях намного опередивший свое собственное время. Его имя – Иван Пересветов.
↑ Биография Ивана Пересветова
К большому сожалению, современники лишены подробных сведений биографического характера об этом человеке. Все, что известно о его личной жизни, можно узнать из тех трудов, которые были им написаны и дошли до нашего времени.
Стоит отметить, что некоторые историки считали личность Ивана Пересветова вымышленной, а его сочинения были написаны соратником Ивана Грозного Адашевым, либо самим царем.
Пересветов говорит о себе как о дворянине, родившемся в Западнорусских землях и несшем в 20-30-х годах XVI века воинскую службу в Великом княжестве Литовском. После пребывания в польско-литовских войсках, судьба забросила его в Чехию и Венгрию.
Потом он побывал в Молдавии, где успел послужить Молдавскому госодарю, и через некоторое время оказался в Московии, где собирался заняться открыть оружейную мастерскую, чтобы производить гусарскую защитную амуницию.
Эти прожекты остались неосуществленными и их причиной Пересветов считал бесконечные свары и раздоры бояр, которые занимались управлением государства из-за малолетства царя. После десятилетнего пребывания в “дикой, варварской”, по мнению большинства западных путешественников, Московии Пересветов смог передать две книжки своих сочинений царю Ивану IV Грозному в 1549 году.
Сочинения эти были написаны в виде размышлений от лица Петра, молдавского воеводы и их можно воспринимать как тезисы программы государственных реформ, жизненно необходимых для российского государства. Молодой девятнадцатилетний государь российский был одержим идеей, что Московия является преемницей Византийской империи не только в политической, но и духовной сфере, но при этом царь считал необходимым для России войти в число европейских государств.
Ему очень была нужна поддержка опытных людей, просвещенных и обладающих практическим знанием устройства западноевропейских государств, особенно просвещенных монархий. Иван Пересветов со своими сочинениями, которые были посвящены преобразованию государственного устройства Русского царства, оказался очень кстати.
↑ Сочинения и труды Пересветова
До нашего времени сочинения Ивана Пересветова дошли в списках XVII века. Эти произведения состоят из «Малой челобитной», «Большой челобитной», «Сказании о книгах», «Первого предсказания философов и докторов», «Сказании о Магмете-салтане», «Второго предсказания философов и докторов», «Сказания о царе Константине» и «Концовки”.
Основные тезисы философских трудов Ивана Пересветова Основные тезисы средневекового русского мыслителя Ивана Персеветова можно сформулировать как задатки “просвещенной монархии”. Христианскую веру из всех прочих верований выделял как главную Признавал “правду” выше “веры” Существование в государстве холопства и кабальной зависимости считал признаком отсталости и не эффективности как в политике, так и в экономике.
Утверждал, что правящий монарх должен быть не только грамотным, но руководствоваться обширными знаниями, в том числе философскими. Боярство Пересветов считал отсталым и тянущим ко дну элементом, незыблемо присвоившим себе право первородства и, в следствии этого, первенства в управлении государством. Пересветов утверждал, что продвижение по службе должно быть результатом личной выслугой, а не принадлежностью к “породе” или как сказали бы сейчас к элите.
На первое место он выдвигал “воинников”, сподвижников государя, отстаивающих его интересы. Это было будущее дворянство, которое еще только зарождалось. Именно в союзе дворянства и самодержца – царя, видел средневековый русский мыслитель положительные моменты развития государства российского. Царская “гроза” считал Пересветов, необходима для поддержания почитания и послушания справедливому монарху.
Все это были довольно передовые и революционные теории, которые перекликались с воззрениями молодого царя, что, вероятно, и дало повод высказаться за его авторство под вымышленным именем Иван Пересветов.