Всегда славилась русская земля незаурядными людьми. Такими, например, как Николай Александрович Бугров , нижегородский старообрядческий капиталист-миллионщик. В XIX веке он был единовластным владельцем и управляющим “Товарищества паровых механических мельниц”. В одном лице удачно совмещал инноватора, мецената и удачливого бизнесмена.
Он заменил традиционные жернова своих мельниц на металлические вальцы. Это позволило увеличить производительность на 15-20 %, улучшить качество муки и количество получаемых сортов. Не смотря, на то, что оборотный капитал его мукомольного производства исчислялся миллионами, управляющий состав компании состоял всего из трех человек: сам Бугров, приказчик и бухгалтер.
Такую оптимальную управленческую структуру удостоил своей похвалой и привел в пример своим экономистам Сталин. Помимо производства муки, Бугров имел целый флот из барж и пароходов, который перевозил его продукцию по Волге.
В своем родном Нижнем Новгороде он был крупным домовладельцем. Многие здания, имеющие историческое значение в наши дни, построил Николай Бугров. Его удачный и процветающий бизнес можно считать вполне социально ответственным, потому что до 45% своей прибыли он тратил на меценатство и благотворительность.
Он первым в России организовал старообрядческий санаторий для своих работников, школу для их детей.Ему не пришлось начинать свой бизнес с нуля. Два поколения его предков занимались собственным бизнесом и были обеспеченными людьми. Его дед бурлачил в юности на Волге и смог накопить на собственную баржу. Промышляя перевозками и торговлей, Бугров-дед создал мукомольное производство. В городе к нему относились с большим почтением.
Семья Бугровых никогда не теряла связи со своей средой, а большая армия работников и управляющих состояла из числа многочисленных родственников и свойственников. Получив в управление семейную компанию, Бугров-младший не спустил все нажитое на пьяные загулы и бессмысленные траты, а, взяв за основу философию его деда – бывшего крестьянина и бурлака, что “денежку нельзя держать в сундуке, она должна людей кормить” он принялся модернизировать и расширять семейное предприятие. Многократно его, преумножив, он превратился в крупнейшего деятеля нарождающегося российского капитализма.
Если управленческий аппарат капиталиста Бугрова состоял всего из трех человек, то на мельницах у него трудилось более 2-х тысяч рабочих и служащих, для тех времен просто гигантский штат. Для поощрения сотрудников существовала целая система. Оплата за труд была гораздо выше, чем у конкурентов, а рабочий день не превышал восьми часов. Такими условиями для наемных работников не могла похвастаться даже просвещенная Европа. Удивительным и очень привлекательным было то, что предприниматель обеспечивал своих сотрудников бесплатным питанием и подарками к праздникам. Он первым в России высказал идею, что за труд орденами и крестами надо награждать рабочих. Эту идею воплотила в жизнь советская власть, учредив Орден Трудового Красного Знамени.
В отличие от современных олигархов, богатые люди того времени, были щедрыми. Они не скупились выделять большие средства на общественные нужды. Устав “Товарищества” Бугрова предусматривал, что ежегодно 45% чистой прибыли, необходимо передавать на благотворительность. Это не может не поражать и восхищать. 45% чистой прибыли очень существенные деньги, это практически половина всех доходов миллионщика Бугрова, которые он добровольно передавал на нужды бедняков. Это притом, что по вероисповеданию он был старообрядцем-беглопоповцем. Одно время старообрядцы подвергались жесткому государственному прессингу и для того, чтобы выжить, вынуждены были активно помогать друг другу.
Благотворительная деятельность Николая Бугрова была направлена в основном на помощь своим единоверцам. Он открыл для них “древлеправославную” школу, три богадельни, самый первый в России санаторий для работников, большинство которых были старообрядцами. В 1887 году скооперировавшись с братьями Блиновыми, которые были ему родственниками, построили в Нижнем Новгороде Вдовий дом. Это был первый приют в России для одиноких женщин с детьми. По структуре он напоминает современное студенческое семейное общежитие. На 165 квартир была общая баня и прачечная. Дети посещали бесплатную школу, а после обучались в мастерских ремеслу. Девочек учили шить, мальчики обучались сапожному ремеслу.
Много помогал Бугров погорельцам. Помимо того, что помогал отстраивать новые дома, так обязательно дарил для “разживу” лошадь или корову.Помимо этого, он регулярно вкладывал значительные суммы в городское строительство. В 1878 году затратил 75 тысяч, чтобы реконструировать городской водопровод. На его средства возвели новое здание городской Думы, и он же выступил спонсором реставрации Нижегородского кремля и возведения торгового корпуса, который можно считать прообразом супермаркета. На собственные деньги он построил ночлежку для бродяг, знаменитую своей надписью «Водки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо».
За участие в устроительстве XVI Всероссийской художественной и промышленной выставки в 1896 году, он получил “Анну на шее” – орден святой Анны II степени, которую вручали за долгую и преданную службу.