Государственный бюджет представляет собой смету расходов и доходов государства на какой-то период времени. В нем указываются источники поступления доходов в государственную казну, каналы расходования денежных средств. Госбюджет составляет правительство, а высшие законодательные органы его утверждают, и принимается в виде закона. В конце финансового года правительство представляет отчет об исполнении бюджета.
Важнейшими частями госбюджета являются его расходная и доходная части. Доходная часть фиксирует поступление денежных средств для обеспечения финансирования сфер жизни общества. В расходной части указываются цели, на которые аккумулированы государственные средства. Доходную часть госбюджета составляют налоги и государственные займы в виде ценных бумаг, казначейских векселей и т.д. Займы бывают двух видов: эмиссия (дополнительный выпуск) кредитных и бумажных денежных средств и займы у международных организаций.
В соответствии с концепцией экономической политики актуальности задач определяется структура расходной части госбюджета. Сюда может войти удовлетворение социальных нужд, предоставление дотаций предприятиям, обслуживание государственного долга, развитие инфраструктуры и т.д.
Соотношение между доходной и расходной частями госбюджета может быть:
- сбалансированным – при равенстве доходов и расходов. Это считается оптимальным состоянием бюджета;
- расходным, где расходная часть госбюджета превышает доходную и, в результате этого появляется бюджетный дефицит;
- доходным, где доходы госбюджета превышают расходы и в результате этого появляется профицит.
На дефицит бюджета и в целом на его состояние влияют: текущая политика в стране, фаза экономического цикла в государстве, долгосрочные тенденции государственных расходов и налоговых поступлений.