Первые упоминания о Гурии Кинешемцеве в 1653 - 1691г. Вторая половина XVII века отмечена небывалым подъемом в монументально-декоративном искусстве государства Московии. Среди признанных мастеров настенной росписи числится и костромской живописец Кинешемцев Гурий Никитин, биография которого кратко будет изложена далее.
↑ Семья
Хотя предстоит рассмотреть кратко творчество и жизнь художника, все же пару строк пристало уделить его семье. Ввиду скудности данных год рождения иконописца можно только предполагать (1620/25). Его отец Никита Григорьев умер от морового поветрия 1654 года. Мать Соломанитка сама устраивала будущее детей – Гурки и Аучки. Брат будущего художника освоил сапожное ремесло. Сам же Гурий, очевидно, рано стал проявлять свою одаренность. Вероятно, именно мать оказала должное внимание к способностям сына, и благодаря ее усилиям талант мальчика был реализован в творчестве иконописца.
↑ Восхождение
В 1659 году Москва затребовала иконописцев для росписи Архангельского собора. Кострома прислала Емельяна Пушкарева, которого, однако же, отпустили обратно из-за больных ног. В качестве замены Пушкарев назвал нескольких костромских художников, среди которых упомянул и Гурия Никитина. И уже в мае 1660 года Никитин числится среди 15 мастеров из Костромы, присланных для осуществления стенописи Архангельского собора в Москве. В 1660 году по прохождении аттестации он приобретает статус «иконописец первой статьи». В 1662 году Никитин расписывает Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском, при этом числится как глава артели костромских художников. Правда работа не была закончена – мастера были вызваны в Москву.
↑ Признание
- В 1666 году возвращается к возобновленным росписям Архангельского собора.
- В 1668 году по царскому указу пишет для антиохийского патриарха Макария две большие иконы: Спасу Вседержителю и Богоматери Одигитрии размером 98см на 80см.
- В 1670-1671 годах – роспись Успенского собора в Ростове. Одновременно с этим писал на пару с Силой Савиновым иконы для царского дворца (Похвалы Богородице и Собор Богоматери)
- 1677 – артель костромских мастеров, возглавляемая Никитиным, принимает участие в создании лицевого Евангелия церкви Спаса Нерукотворного.
- 1680 – надписи со стен ярославской церкви Ильи пророка засвидетельствовали участие костромских иконописцев в росписи этой церкви.
- 1684 – возобновлена приостановленная в начале 50-х (из-за мора) роспись Ипатьевского монастыря в Костроме. Руководит росписью стен Троицкого собора этого монастыря Гурий Никитин.
- 1689 год отмечен одной из последних документально подтвержденных работ Никитина – иконописцем был расписан Спасо-Ефимьев монастырь в Суздале.
↑ Почерк
Никитин в своих работах выстраивает композиции с помощью приема незеркальной симметрии, с применением контраста светотени. Образы наполнены внутренней динамикой, прослеживается чувство ритма. Цветовое решение работ характеризуются широким охватом диапазона красок, что усиливает декоративный эффект композиций. Иконописец бережно относился к культурному наследию. Иллюстрацией тому служит следующее. Во время росписи собора Богоявленского монастыря (Кострома) довелось восстанавливать изображения, сделанные еще в XVI веке, и Никитин сохранил стилистические особенности работы своих предшественников (крупные фигуры, сдержанные движения).
↑ Личность
Немногочисленные сведенья на этот счет характеризуют Гурия Никитина как человека благочестивого, богобоязненного. Прожил жизнь «в девстве» и безбрачии. Ответственно подходил к написанию икон не только с художественной, но и с духовной стороны. К примеру, написание образа Федоровской Богоматери он начинает в Великий пост, исповедавшись и причастившись. Во время крестного хода в Ярославле эта икона явила собравшимся чудеса исцеления. Может Гурий Никитин был не просто одаренным иконописцем?
Умер Гурий Кинешемцев в 1691 году.