Мариус Петипа – балетмейстер, создавший целый пласт искусства и множества приёмов и правил, которые используются в балете и в наше время.
Он автор множества известных постановок, такие как «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядерка» и многих других, в общей сложности более шестидесяти балетов.
Вклад французского балетмейстера в развитие русского балета невозможно переоценить.
↑ Детство и юность
Мариус Петипа появился на свет во Франции, в городе Марсель 11.03.1818г. Вся семья была тесно связана с балетом.
Его отец был известен в области хореографии, также был артистом балета, мать была актрисой, исполнявшей главные роли в трагических постановках. Когда Мариусу был ещё маленьким, его семья переехала для работы в бельгийском театре, куда его родителей пригласили.
Отец настаивал, чтобы сын занимался балетом, хотя в то время Мариус Петипа не чувствовал особой привязанности к этому виду искусства. Ему было 7 лет, когда он дебютировал в балете «Танцемания». Отец был строгим учителем для мальчика, но в итоге сын научился выполнять сложнейшие хореографические упражнения.
Через 9 лет Мариус Петипа вернулся во Францию. Ему было всего 16 лет, когда он стал солистом и балетмейстером в Нантском театре. Едва получив эту работу, он занялся сочинением первых танцевальных номеров. Он много гастролировал с отцом по разным странам. Однако самый значительный период его творчества начался, когда он получил приглашение от директора Имперских театров и начал работать в Большом театре в Санкт-Петербурге.
↑ Карьера
В столицу Российской Империи Мариус приехал в 1847г. В Санкт-Петербурге он исполнял ведущие партии во многих известных балетах того времени, запомнился публике благодаря выразительной мимике и характерным танцам, хотя критики относились к нему не так тепло. Однако и их поражали сложные танцевальные па, которые были плодом трудолюбия. «Дочь фараона» - один из первых балетов Мариуса Петипа. Здесь многие отметили его талант работы с хореографией, однако это во многом пошло в ущерб сюжету, и поэтому в Москве публика не приняла балет, хотя петербургским зрителем он был принят довольно тепло. Хотя масштаб и зрелищность постановки были не сравнимы ни с чем, созданным ранее.
Вскоре он стал балетмейстером императорских театров Санкт-Петербурга, его признали лучшим на этой должности, а через 7 лет работы в этой роли его назначили главным балетмейстером Первого театра Российской империи. Место, неразрывно связанное с творчеством Мариуса Петипы – Мариинский театр, где были поставлены многие его знаменитые постановки. Здесь родились все передовые идеи для балета в XIX веке.
В 76 лет Мариус Петипа получил российское гражданство. Он привязался к этой стране всем сердцем и посвятил свою жизнь российскому балету. Он считал, что русские артисты рождены для классического балета.
↑ Личная жизнь
У Мариуса Петипа было два брака, и каждый раз его супругами становились балерины. Его первой женой стала Мария Суровщикова, в браке они прожили пятнадцать лет. Вторая жена – Любовь Савицкая, их брак продлился до смерти балетмейстера. Всего у него было около 10 детей, в том числе и внебрачных.
↑ Где похоронен
Мариус Петипа умер 14.07.1910г, когда ему было 92 года, во время лечения в Крыме. Изначально его тело было погребено на Волховском лютеранском кладбище в Петербурге, но в 1948 его останки были перезахоронены в Александро-Невской лавре.
↑ Интересные факты
- В 2018 году исполнилось 200 лет с момента рождения Мариуса Петипа. В Мариинском театре проходят специальныепостановки, посвящённые этому событи;.
- В России у него появилось отчество, но вскоре «Жанович» сменилось на Иванович;
- Мариус Петипа работал в театре до 85-ти лет. Он известен умением сотрудничать с композиторами, сочинявшими музыку для его балетов. Особенно плодотворным стало такое сотрудничество с Петром Чайковским;
- Все его дети также связали жизнь с театром и творчеством.