Константин Андреевич Тон – один из самых известных русских архитекторов. Создатель неповторимого стиля, оставивший большой следу в истории культуры русского народа.
Тон - архитектор храма Христа Спасителя, самого большого храма в России, визитной карточки Москвы. Постройка феноменальна, она поражает воображение своей величественностью.
В Москву приезжают туристы со всего мира, увидеть наследие архитектора Тона.
↑ Константин тон биография
Отец Тона был ювелиром. Немец по происхождению, имел свою ювелирную мастерскую в Санкт-Петербурге. В 1794 году, 26 октября, в семье ювелира родился мальчик, которого нарекли Константином.
С раннего детства ребенок проявлял недюжие таланты. Отличался хорошим умом, все схватывал на лету. Обучение Костя начинал в Петришуле. Это была старая школа, с традициями и богатой историей, одна из лучших в столице Российского Империи того времени. В школе особое внимание он уделял искусству и зодчеству.
Когда мальчик подрос, то продолжил обучение в Императорской Академии художеств. Наставниками Константина были знаменитые Захаров и Воронихин. Учителя были классицистами, поэтому неудивительно, что дебютные работы молодого мастера были выполнены в этом же стиле.
На старших курсах юношу ждали первые награды. За проект инвалидного дома он получил серебряную медаль. Проект монастыря удостоился золотой медали. А проект здания сената получил малую золотую медаль. Академия была окончена в 1815 году.
При выпуске Тону было присвоено звание художника первой степени. Молодым людям с таким дипломом, полагалось поездка за границу, для продолжения обучения. Но в Академии начались проблемы с финансированием. Поездке не суждено было случиться. Поэтому наш герой отправился на работу в Комитет строений и гидравлических работ. Он устроился чертежником. На новом месте Константин быстро освоился.
В те годы знаменитые Василий Стасов и Карл России задавали вектор направления архитектурного развития Санкт-Петербурга. Тон работал вместе с большими мастерами, помогал им своими чертежами. Рядом с такими мастерами архитектуры, молодой человек рос, как профессионал, не по дням, а по часам.
В это же время начинается самостоятельный путь Тона в архитекторском искусстве. Для влиятельного графа Платона Зубова он создает оранжерею. Ценность проекта в том, что при проектировке был придуман механизм, который позволял обогревать теплицу, в которой росли экзотические фрукты и хозяйственную постройку – прачечную.
В 1818 году Тону все же удалось получить средства для поездки за границу. Мастер посетил Италию. Изучал памятники эпохи Возрождения, Античности. Увиденное оказало большое влияние на мировозрение и вкусы архитектора. Заграничная поездка длилалсь долгих десять лет - Франция, Швейцария, Германия, каждая страна дала архитектору мощные эмоции, новые знания и вдохновения для творчества.
В Европе Тон не сидел спустя рукава. Им был составлен план реконструкции храма Фортуны в Пренесте, Дворца цезарей в Риме. Были и небольшие заказы от богатых и влиятельных людей. За годы путешествий Тон стал признанным, опытным мастером, которого ценили все европейские институты архитектуры. Константин стал избранным членом Римской археологической академии, Римской и Флорентийской академий художеств. Это большое достижение, признание талантов, навыков и заслуг архитектора.
↑ Константин Тон и храм Христа спасителя
В 1828 году Тон вернулся в Россию. Дома архитектор получил хорошее жалование, и новые интересные заказы. Николай I поручил архитектору заняться перепланировкой залов Академии художеств. Константин с блеском справился с задаче, добавив шика и функциональности площадям, доверенных для перепланировки.
Храм Христа Спасителя фото
В 1832 году Константин Тон начал работать над самым масштабным проектом в своей карьере – храмом Христа Спасителя. Не смотря на жесточайший конкурс, конкуренцию среди великих архитекторов того времени, проект Тона понравился императору Николаю I и конкурсной комиссии больше всего.
В 1839 г начались строительные работы. Возведение храма длилось долгих 44 года. Храм Христа Спасителя – огромное культурное наследие, которое оставили нам наши предки. После революции большевики Храм взорвали, а на его месте возвели открытый бассейн. После развала Советского Союза храм был восстановлен.
↑ Константин Тон достопримечательности
Тон автор многих замечательных архитектурных сооружений, храмов, соборов, дворцов, памятников. Самые известные его работы это:
- Собор Святой Екатерины в Царском Селе
- Собор апостолов Петра и Павла в Петергофе
- Проект памятника Державину в Казани
- Ленинградский вокзал в Москве
- Московский вокзал в Санкт-Петербурге
- Путевые здания Николаевской железной дороги
- Большой Кремлевский дворец
- Оружейная палата
- Церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге
↑ Чем еще знаменит Тон
В 1828 году Константин выпустил большой альбом со своими чертежами церквей. Его работал стала основой стиля, которого придерживались в России при строительстве деревянных и каменных церквей.
Спустя четыре года Тон плотно занялся разработкой чертежей типовых домов для крестьянского населения.
В 1854 году архитектор возглавил Академию Художеств. За время его деятельности были реализованы проекты по восстановлению Московского и Псковского Кремля, восстановлен Ипатьевский монастырь в Костроме.
В стенах академии Константин Андреевич организовал Музей древнерусского искусства, экспозиции которого стали основой для будущего русского музея, основанного Александром III.
↑ Дата смерти
Тон умер в Санкт- Петербурге в 1881 году, похоронен на Волковском кладбище.
↑ Интересные факты
- Член Королевского института британских архитекторов
- Почетным членом Московского архитектурного общества
- Автор русско-византийского стиля архитектуры
- Жизнь закончил в нужде
↑ Итоги
Константин Андреевич Тон архитектор легенда. Его творения видел каждый, кто бывал в Москве или Санкт-Петербурге. Здания вокзалов – визитная карточка города, то с чего складываются первые впечатления. Московский и Ленинградские вокзалы – прекрасные и функциональные архитектурные сооружения.
Храм Христа Спасителя – невероятный храм, поражающий воображения жителей города и туристов. Большой Кремлевский дворец и многие другие его творения – наше наследие. Тон великий архитектор, память которого увековечена на улицах городов России.