Любить свою Родину — значит знать её
» Личности XVIII-XIX » Константин Андреевич Тон

Константин Андреевич Тон


Константин Андреевич ТонКонстантин Андреевич Тон – один из самых известных русских архитекторов. Создатель неповторимого стиля, оставивший большой следу в истории культуры русского народа.

Тон - архитектор храма Христа Спасителя, самого большого храма в России, визитной карточки Москвы. Постройка феноменальна, она поражает воображение своей величественностью.

В Москву приезжают туристы со всего мира, увидеть наследие архитектора Тона.


Константин тон биография


Отец Тона был ювелиром. Немец по происхождению, имел свою ювелирную мастерскую в Санкт-Петербурге. В 1794 году, 26 октября, в семье ювелира родился мальчик, которого нарекли Константином.
С раннего детства ребенок проявлял недюжие таланты. Отличался хорошим умом, все схватывал на лету. Обучение Костя начинал в  Петришуле. Это была старая школа, с традициями и богатой историей, одна из лучших в столице Российского Империи того времени. В школе особое внимание он уделял искусству и зодчеству.
Когда мальчик подрос, то продолжил обучение в  Императорской Академии художеств. Наставниками Константина были знаменитые Захаров и Воронихин. Учителя были классицистами, поэтому неудивительно, что дебютные работы молодого мастера были выполнены в этом же стиле.
На старших курсах юношу ждали первые награды. За проект инвалидного дома он получил серебряную медаль. Проект монастыря удостоился золотой медали. А проект здания сената получил малую золотую медаль. Академия была окончена в 1815 году.

 
При выпуске Тону было присвоено звание художника первой степени. Молодым людям с таким дипломом, полагалось поездка за границу, для продолжения обучения. Но в Академии начались проблемы с финансированием. Поездке не суждено было случиться. Поэтому наш герой отправился на работу в Комитет строений и гидравлических работ. Он устроился чертежником. На новом месте Константин быстро освоился.

В те годы знаменитые Василий Стасов и Карл России задавали вектор направления архитектурного развития Санкт-Петербурга. Тон работал вместе с большими мастерами, помогал им своими чертежами. Рядом с такими мастерами архитектуры, молодой человек рос, как профессионал, не по дням, а по часам.
В это же время начинается самостоятельный путь Тона в архитекторском искусстве. Для влиятельного графа Платона Зубова он создает оранжерею. Ценность проекта в том, что при проектировке был придуман механизм, который позволял обогревать теплицу, в которой росли экзотические фрукты и хозяйственную постройку – прачечную.
В 1818 году Тону все же удалось получить средства для поездки за границу. Мастер посетил Италию. Изучал памятники эпохи Возрождения, Античности. Увиденное оказало большое влияние на мировозрение и вкусы архитектора. Заграничная поездка длилалсь долгих десять лет - Франция, Швейцария, Германия, каждая страна дала архитектору мощные эмоции, новые знания и вдохновения для творчества.
В Европе Тон не сидел спустя рукава. Им был составлен  план реконструкции храма Фортуны в Пренесте, Дворца цезарей в Риме. Были и небольшие заказы от богатых и влиятельных людей. За годы путешествий Тон стал признанным, опытным мастером, которого ценили все европейские институты архитектуры. Константин стал избранным членом Римской археологической академии, Римской и Флорентийской академий художеств. Это большое достижение, признание талантов, навыков и заслуг архитектора.

Константин Тон и храм Христа спасителя

 

В 1828 году Тон вернулся в Россию. Дома архитектор получил хорошее жалование, и новые интересные заказы. Николай I поручил архитектору заняться перепланировкой залов Академии художеств. Константин с блеском справился с задаче, добавив шика и функциональности площадям, доверенных для перепланировки.


Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя фото

В 1832 году Константин Тон начал работать над самым масштабным проектом в своей карьере – храмом Христа Спасителя. Не смотря на жесточайший конкурс, конкуренцию среди великих архитекторов того времени, проект Тона понравился императору Николаю I и конкурсной комиссии больше всего.

В 1839 г начались строительные работы. Возведение храма длилось долгих 44 года. Храм Христа Спасителя – огромное культурное наследие, которое оставили нам наши предки. После революции большевики Храм взорвали, а на его месте возвели открытый бассейн. После развала Советского Союза храм был восстановлен.

 

Константин Тон достопримечательности


Тон автор многих замечательных архитектурных сооружений, храмов, соборов, дворцов, памятников. Самые известные его работы это:

  • Собор Святой Екатерины в Царском Селе
  • Собор апостолов Петра и Павла в Петергофе
  • Проект памятника Державину в Казани
  • Ленинградский вокзал в Москве
  • Московский вокзал в Санкт-Петербурге
  • Путевые здания Николаевской железной дороги
  • Большой Кремлевский дворец
  • Оружейная палата
  • Церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге

Чем еще знаменит Тон


В 1828 году Константин выпустил большой альбом со своими чертежами церквей. Его работал стала основой стиля, которого придерживались в России при строительстве деревянных и каменных церквей.
Спустя четыре года Тон плотно занялся разработкой чертежей типовых домов для крестьянского населения.
В 1854 году архитектор возглавил Академию Художеств. За время его деятельности были реализованы проекты по восстановлению Московского и Псковского Кремля, восстановлен Ипатьевский монастырь в Костроме.
В стенах академии Константин Андреевич организовал Музей древнерусского искусства, экспозиции которого стали основой для будущего русского музея, основанного Александром III.

Дата смерти


Тон умер в Санкт- Петербурге в 1881 году, похоронен на Волковском кладбище.

Интересные факты

 

  • Член Королевского института британских архитекторов
  • Почетным членом Московского архитектурного общества
  • Автор русско-византийского стиля архитектуры
  • Жизнь закончил в нужде

Итоги


Константин Андреевич Тон архитектор легенда. Его творения видел каждый, кто бывал в Москве или Санкт-Петербурге. Здания вокзалов – визитная карточка города, то с чего складываются первые впечатления. Московский и Ленинградские вокзалы – прекрасные и функциональные архитектурные сооружения.

Храм Христа Спасителя – невероятный храм, поражающий воображения жителей города и туристов. Большой Кремлевский дворец и многие другие его творения – наше наследие. Тон великий архитектор, память которого увековечена на улицах городов России.





5300 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го до­ку­мен­та и ука­жи­те год его со­зда­ния. «При­звав Бога в по­мощь, Мы ре­ши­лись дать делу из­ме­не­ния по­ло­же­ния кре­пост­ных людей луч­шее ис­пол­ни­тель­ное дви­же­ние. В силу озна­чен­ных новых по­ло­же­ний кре­пост­ные люди по­лу­чат в своё время пол­ные права сво­бод­ных сель­ских обы­ва­те­лей. По­ме­щи­ки, со­хра­няя право соб­ствен­но­сти на все при­над­ле­жа­щие им земли, предо­став­ля­ют кре­стья­нам за уста­нов­лен­ные по­вин­но­сти в по­сто­ян­ное поль­зо­ва­ние уса­деб­ную их осед­лость, и сверх того, для обес­пе­че­ния быта их и ис­пол­не­ния обя­зан­но­стей их пред Пра­ви­тель­ством, опре­делённое в по­ло­же­ни­ях ко­ли­че­ство по­ле­вой земли и дру­гих уго­дий. Поль­зу­ясь сим по­зе­мель­ным на­де­лом, кре­стья­не за сие обя­за­ны ис­пол­нять в поль­зу по­ме­щи­ков опре­делённые в по­ло­же­ни­ях по­вин­но­сти. В сем со­сто­я­нии, ко­то­рое есть пе­ре­ход­ное, кре­стья­не име­ну­ют­ся вре­мен­но­обя­зан­ны­ми».
    A11
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Свято-Троицкий собор Дивеево
Свято-Троицкий собор Дивеево
После того как были закончены Рождественские церкви, отец Серафим наказал купить землю вблизи Казанского прихода, чтобы заложить храм, который должен был затмить своим величием не одну святую обитель. История В начале июня 1848 года было начато
Казанский собор Санкт-Петербурга
Казанский собор Санкт-Петербурга
Собор Казанской иконы Божий Матери находится в центральной части северной столицы, на известном Невском Проспекте. Высота собора достигает до 71,5м. Этот храм уже много десятков лет изумляет своей живописностью, великолепием и православным духом.