Анатолий Папанов – актёр, который знаком многим поколениям россиян буквально с детства.
Имеет звание народного артиста СССР. Является лауреатом Государственной премии СССР.
↑ Ранние годы
Родился Анатолий Папанов в Вязьме 31 октября 1922 году. Его отец Дмитрий Филиппович был военнослужащим, а мать – модистка (изготовительница модных костюмов для дам).
По национальности Елена Болеславовна Росковская была полькой и исповедовала католическую религию, однако тайно перешла в православие.
Отец был не только военным, он активно занимался самодеятельностью и играл в полулюбительском театре.
Организаторами и руководителями этого театра были Николай Плотников, впоследствии ставший знаменитым актёром (в числе прочего прославился исполнением роли Ленина в разных фильмах и спектаклях), и императорская актриса Лучезарская.
Они отмечали талант Дмитрия Папанова. Именно тогда на сцене стал появляться и Толя Папанов – там, где в пьесе нужно было задействовать ребёнка.
В 1930 году семья Папановых переехала в Москву. Там Анатолий вырос и устроился на шарикоподшипниковый завод. Параллельно с работой он занимался в театральной студии завода «Каучук», имевшей тогда определённую известность у публики. В пятнадцатилетнем возрасте Папанов впервые снялся в кино – сыграл небольшую роль в фильме «Ленин в октябре».
А.Папанов в гримерке фото
Конечно, он, как и другие исполнители эпизодических ролей, в титрах обозначен не был. Но и это было солидным опытом – фильм, создание которого курировал лично Сталин, получил престижную премию и даже стал известен на западе, несмотря на идеологическое содержание.
↑ Защитник отечества
Когда началась война, Анатолий Папанов пошёл на фронт. Он командовал зенитно-артиллерийским взводом и носил звание старшего сержанта. В 1942 году Папанов получил под Харьковом тяжёлое ранение – ему изуродовало ногу и оторвало два пальца. Много месяцев он пролежал в госпитале и выписался инвалидом третьей группы; после этого ещё несколько лет он вынужден был ходить с тростью.
↑ ГИТИС
Однако Папанов не упал духом, а поступил на актёрский факультет ГИТИСа. Там он ничем особенным не выделялся среди других студентов, поэтому его выступление на государственных экзаменах стало для преподавателей настоящим сюрпризом. Экзамены состоялись в 1946 году, там он играл Константина, персонажа «Детей Ванюшина» - героя более молодого, чем сам Папанов, и глубокого старика в комедии «Дон Хиль – Зелёные Штаны».
А.Папанов с супругой Н.Каратаевой фото
Обе роли ему прекрасно удались, так Папанов приобрёл определённую известность в актёрских и режиссёрских кругах. Он получил приглашения в Малый театр и МХАТ, однако предпочёл уехать в Клайпеду, где вместе с однокурсниками открывал новый театр. Первой его ролью в этом театре стал Тюленин из «Молодой гвардии». Впоследствии Папанов возвращается в Москву и поступает в Театр сатиры, в котором в дальнейшем играл в течение сорока лет – до самой своей смерти. Спектакли с участием Папанова снимались в том числе и для телевидения.
В 1969 году был поставлен телеспектакль «Швейк во Второй мировой войне» по произведению Б. Брехта. В нём Папанов играл самого Адольфа Гитлера. Руководитель нацистской Германии пытался узнать, что о нём думают простые люди, для чего заслал своих агентов в оккупированную Чехословакию. Увы, спектакль так и не был показан в первые годы после постановки: после вторжения советских войск в Чехословакию тема оккупации этой страны выглядела слишком двусмысленной.
↑ В кино
Кроме театра, Папанов, естественно, снимался и в кино. В общей сложности он снялся в нескольких десятках фильмов. Его самыми известными ролями стали:
- Кутайцев – заместитель директора ресторана «Одуванчик» («Дайте жалобную книгу» 1965г);
- Петр Бондаренко, врач ("Дети Дон Кихота 1965г);
- Киса Воробьянинов («12 стульев» 1971 г.);
- Контрабандист («Бриллиантовая рука» 1968г);
- Н. П. Старобогатов («Холодное лето пятьдесят третьего» 1987г).
Папанов в большей степени известен как комедийный актёр, однако удавались ему и глубокие драматические роли – как, например, в последнем из перечисленных фильмов.
↑ Последние годы жизни
Анатолий Папанов умер в 1987 году 5 августа от сердечного приступа, когда принимал холодный душ. До самого последнего дня он продолжал заниматься искусством и преподавал в ГИТИСе. Его последний фильм и последняя постановка в театре были в некоторой степени пророческими.
А.Папанов в фильме Дети Дон Кихота фото
В театре незадолго до смерти он поставил пьесу «Последние» по произведению Максима Горького. Поскольку Папанов был верующим человеком, он захотел вставить в финал пьесы молитву. Чтобы обойти запреты, он нашёл запись молитвы в исполнении Шаляпина.
Последний фильм актёра – «Холодное лето пятьдесят третьего». В нём герой Папанова погибает в перестрелке с членом преступной банды, захватившей деревню.
↑ Голос А.Папанова
Именно его голосом говорит Волк в знаменитом мультсериале «Ну, погоди!». Папанов был главным советским волком – он озвучивал этих персонажей-животных во множестве мультфильмов.
Вот лишь некоторые из них:
- Про козла (1960);
- Чьи в лесу шишки? (1965);
- Бабушкин козлик (1963);
- Чужие следы (1971);
- Мешок яблок (1974);
- Козёл да баран (1985).
Кроме волков, Папанов озвучивал медведей, львов, змей, королей, его голосом говорили Змей Горыныч, крокодил, игрушечное пугало и даже бульдозер. Несколько меньше известны его роли во «взрослом» кино, однако и там есть ряд знаменитых папановских героев.
А.Папанов в фильме 12 стульев фото
Современные зрители привыкли к его грубому голосу и столь же грубым, «полубандитским» манерам его персонажей, а вот люди постарше вспомнят, что Папанов зарекомендовал себя и как певец, выпустивший собственный диск.
↑ Личная жизнь
Актёрам свойственно часто менять партнёров, любовниц и любовников, мужей и жён. Анатолий Папанов – исключение из этого правила. Всю свою жизнь он прожил с единственной женщиной – актрисой Надеждой Каратаевой. В этом браке у Папанова родилась дочь Елена, которая, как и её родители, стала актрисой.
С самого начала она работала в Театре имени Ермоловой. Елена Анатольевна рассказывала, что отец желал, чтобы она пошла изучать иностранные языки, однако она настояла, что хочет стать актрисой. Родители уступили. Однако Анатолий Папанов был против того, чтобы дочь играла вместе с ним в Театре сатиры, и по причине этого ей пришлось искать другие подмостки. Елена Папанова написала также книгу о своём великом отце.