Любить свою Родину — значит знать её
» Поэты » Пейзажная лирика Тютчева

Пейзажная лирика Тютчева


Пейзажная лирика Тютчева

 

Введение. Пейзажная лирика занимает очень большое место в творческом наследии Ф. И. Тютчева. Еще современники называли его "певцом природы".

Как известно, поэт прожил за границей более двадцати лет, но при этом не утратил духовной связи со своей родиной и постоянно воспевал красоту русской природы.

Тютчев называл себя "верным сыном" "матери-Земли" и во многих стихотворениях говорил о своей любви к ней. "Мать-Земля" в представлении поэта не была отвлеченным понятием. Она олицетворяла собой отечественную природу, по которой тосковал Тютчев.

Он подчеркивал, что немецкий пейзаж (большую часть времени за границей Тютчев жил в Мюнхене) может вызвать у него прилив вдохновения, только если напомнит родные места.

 

Весна в лирике Тютчева. Большое количество произведений Тютчев посвятил весне - времени пробуждения и торжества природы. К ним относятся самые радостные и веселые строки, вышедшие из-под пера поэта. Самые известные стихотворения - "Весенняя гроза" и "Весенние воды". Они наполнены жизнеутверждающими чувствами восторга и ликования.

Тютчев стремился показать весну в различных ракурсах: одновременное пробуждение природы и души человека ("Еще земли печален вид..."); победа нового над старым, жизни над смертью ("Зима недаром злится"). Бессмертным могущественным божеством весна предстает в торжественной оде "Как ни гнетет рука судьбины...".

 

Обожествление природы. Природу Тютчев называл "Великой Матерью", по сравнению с которой человек - всего лишь "злак земной", "беспомощное дитя", "греза природы". По его глубокому убеждению, в основе мироздания лежит древний хаос, на который накинут "златотканный покров" внешнего мира. "Клокочащие страсти" этого хаоса лежат в основе человеческой души. Сравнение явлений природы с душевным состоянием человека - одна из центральных особенностей пейзажной лирики Тютчева.

Часто с помощью пейзажной лирики Тютчев прямо или иносказательно объяснял внутренний мир человека ("Фонтан", "Обвеян вещею дремотой..."). Тютчев буквально боготворил природу и даже вступал в ожесточенную идейную полемику, отстаивая ее независимость от человеческой жизни ("в ней есть душа, в ней есть свобода").

Природа в его произведениях всегда выступает в качестве одушевленного целого. Поэт часто использовал мифологические образы и олицетворения, подчеркивающие таинственную жизнь природы (полдень "лениво дышит", небесная лазурь "смеется", вечер озарен "кроткой улыбкой").

 

Внимание поэта к конкретным деталям. Тютчев умел подметить самые характерные детали в пейзаже, по которым читатель восстанавливал в своем воображении целостную картину: "первый желтый лист" наступающей осени, "медовый запах" августа, "тонкий волос" паутины на сжатой полосе и т. д.

Чуткость к конкретным деталям свидетельствовала о переходе поэта от романтизма к реализму. Помимо зрительных, поэт всегда старался подобрать максимально точные слуховые определения явлениям природы. Ярким примером служит одно из самых известных произведений Тютчева - "Весенний гром". Оно изобилует разнообразными звуками: "грохочет", "птичий гам", "смеясь".

 

Заключение. Тютчев по праву заслуживает звания "певца природы". Его пейзажная лирика отличается тем, что способна не только дать верную картину, но и вызвать эмоциональные ощущения, которые возникают при непосредственном восприятии природных явлений. По поводу стихотворения "Весенние воды" Некрасов писал: "Читая их, чувствуешь весну...". Прекрасные произведения Тютчева, посвященные природе, являются классикой отечественной пейзажной лирики.





64553 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния В. О. Клю­чев­ско­го и ука­жи­те даты со­бы­тий, о ко­то­рых идёт речь. «Рядом по­хо­дов... были почти завоёваны сна­ча­ла хан­ство Ко­канд­ское, потом Бу­хар­ское... Рядом по­хо­дов, на­ча­тых под на­чаль­ством ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра Таш­кент­ско­го Ка­уф­ма­на и за­кон­чен­ных те­кин­ской экс­пе­ди­ци­ей Ско­бе­ле­ва... завоёвана была и Хива. Таким об­ра­зом, юго-во­сточ­ные гра­ни­цы Рос­сии само собой дошли до мо­гу­ще­ствен­ных есте­ствен­ных пре­град. Та­ки­ми пре­гра­да­ми яв­ля­ют­ся: хреб­ты Гинду-куш, Тянь-Шань, Аф­га­ни­стан, Ан­глий­ская Индия и Китай».
    A10
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Еще земли печален вид анализ стихотворения
Еще земли печален вид анализ стихотворения
Еще земли печален вид Тютчев анализ стихотворения по плану 1. История создания. Стихотворение "Еще земли печален вид..." представляет собой яркий образец ранней лирики Ф. И. Тютчева. Оно написано в 1836 г., но впервые было издано лишь спустя 40
Анализ стихотворения Тютчева Есть в осени первоначальной
Анализ стихотворения Тютчева Есть в осени первоначальной
Анализ стихотворения Тютчева Есть в осени первоначальной по плану 1. История создания. Произведение "Есть в осени первоначальной..." (1857 г.) Ф. И. Тютчев написал во время возвращения из имения в Москву. Потрясенный великолепным пейзажем поэт
Анализ стихотворения Зима недаром злится
Анализ стихотворения Зима недаром злится
Анализ стихотворения Зима недаром злится по плану 1. История создания. Стихотворение "Зима недаром злится" (1836 г.) было написано Тютчевым, когда он работал дипломатом за границей. Поэт отправил его в письме к князю Гагарину. При жизни Тютчева