Пейзажная лирика Тютчева
Введение. Пейзажная лирика занимает очень большое место в творческом наследии Ф. И. Тютчева. Еще современники называли его "певцом природы".
Как известно, поэт прожил за границей более двадцати лет, но при этом не утратил духовной связи со своей родиной и постоянно воспевал красоту русской природы.
Тютчев называл себя "верным сыном" "матери-Земли" и во многих стихотворениях говорил о своей любви к ней. "Мать-Земля" в представлении поэта не была отвлеченным понятием. Она олицетворяла собой отечественную природу, по которой тосковал Тютчев.
Он подчеркивал, что немецкий пейзаж (большую часть времени за границей Тютчев жил в Мюнхене) может вызвать у него прилив вдохновения, только если напомнит родные места.
Весна в лирике Тютчева. Большое количество произведений Тютчев посвятил весне - времени пробуждения и торжества природы. К ним относятся самые радостные и веселые строки, вышедшие из-под пера поэта. Самые известные стихотворения - "Весенняя гроза" и "Весенние воды". Они наполнены жизнеутверждающими чувствами восторга и ликования.
Тютчев стремился показать весну в различных ракурсах: одновременное пробуждение природы и души человека ("Еще земли печален вид..."); победа нового над старым, жизни над смертью ("Зима недаром злится"). Бессмертным могущественным божеством весна предстает в торжественной оде "Как ни гнетет рука судьбины...".
Обожествление природы. Природу Тютчев называл "Великой Матерью", по сравнению с которой человек - всего лишь "злак земной", "беспомощное дитя", "греза природы". По его глубокому убеждению, в основе мироздания лежит древний хаос, на который накинут "златотканный покров" внешнего мира. "Клокочащие страсти" этого хаоса лежат в основе человеческой души. Сравнение явлений природы с душевным состоянием человека - одна из центральных особенностей пейзажной лирики Тютчева.
Часто с помощью пейзажной лирики Тютчев прямо или иносказательно объяснял внутренний мир человека ("Фонтан", "Обвеян вещею дремотой..."). Тютчев буквально боготворил природу и даже вступал в ожесточенную идейную полемику, отстаивая ее независимость от человеческой жизни ("в ней есть душа, в ней есть свобода").
Природа в его произведениях всегда выступает в качестве одушевленного целого. Поэт часто использовал мифологические образы и олицетворения, подчеркивающие таинственную жизнь природы (полдень "лениво дышит", небесная лазурь "смеется", вечер озарен "кроткой улыбкой").
Внимание поэта к конкретным деталям. Тютчев умел подметить самые характерные детали в пейзаже, по которым читатель восстанавливал в своем воображении целостную картину: "первый желтый лист" наступающей осени, "медовый запах" августа, "тонкий волос" паутины на сжатой полосе и т. д.
Чуткость к конкретным деталям свидетельствовала о переходе поэта от романтизма к реализму. Помимо зрительных, поэт всегда старался подобрать максимально точные слуховые определения явлениям природы. Ярким примером служит одно из самых известных произведений Тютчева - "Весенний гром". Оно изобилует разнообразными звуками: "грохочет", "птичий гам", "смеясь".
Заключение. Тютчев по праву заслуживает звания "певца природы". Его пейзажная лирика отличается тем, что способна не только дать верную картину, но и вызвать эмоциональные ощущения, которые возникают при непосредственном восприятии природных явлений. По поводу стихотворения "Весенние воды" Некрасов писал: "Читая их, чувствуешь весну...". Прекрасные произведения Тютчева, посвященные природе, являются классикой отечественной пейзажной лирики.