Гурилёв Александр - великий русский музыкант, чьи лирические романсы стойко пережили два столетия.
Музыка, которая текла в его жилах и отразилась на бумаге, до сих пор поражает своей искренностью и чувственностью. Вокальные произведения, написанные на основе стихотворений великих русских поэтов, выражают национальный дух и богатую душу композитора.
↑ Детство
Мальчик родился в Москве в семье крепостного музыканта в 1803 году 22.08.(3.09.) Поэтому детские годы и отрочество протекали в трудных условиях тяжёлой жизни. Отец Александра занимал должность руководителя оркестра графа В. Орлова. Так что любовь к музыке зародилась еще в душе маленького ребёнка.
Когда ему пошёл седьмой год, отец полностью занялся музыкальным образованием сына. Позднее его учителями стали известные на весь город преподаватели - Дж. Филд и И.Геништ. Эти педагоги обучали семейство графа игре на фортепиано. Александр уже с малых лет участвовал под руководством отца в оркестре.
Он отлично исполнял произведения, играя на скрипке и альте. Его виртуозность и мастерство улучшались с каждым годом, и его взял в квартет знаменитый поклонник музыкального искусства - князь Н. Голицын.
↑ Биография
Получил вольную и начал жить как свободный человек Гурилёв только в 1831 году, после смерти его отца. Его семья смогла войти в общество Москвы. С этого момента начинается активная композиторская жизнь Гурилёва. Музыкант полностью посвящает жизнь сочинению музыкальных произведений.
Будучи в полной власти своего любимого дела, Александр становится известным в светских кругах. Его приглашают выступать на концертах, он даёт уроки по фортепиано во многих знатных домах. Интеллигенция испытывает исключительную симпатию к этому человеку.
Биографы выделяют важное событие в жизни Александра - его знакомство с музыкальным критиком и дирижером Варламовым, который приехал в Москву в середине 30-ых годов. Имена этих композиторов навсегда связались вместе и отпечатались в истории русского искусства. Два Александра влияли друг на друга, но при этом сохраняли в своей музыке индивидуальность и характерные черты.
Несмотря на профессиональный успех, жизнь протекала не без преград и тягот. Материальное положение Александра было слишком шатким. В конце концов, перипетии судьбы сломили его здоровье. Нищая жизнь композитора на Неглинке вызвала многочисленные болезни.
Психика истощенного Александра тоже была подорвана. Постоянные переживания совершено расшатали нервы. И почти на 10 лет музыкант был прикован к больничной кровати. Умер Гурилёв, несмотря на свою популярность, безвестно и одиноко 30 августа 1858 года. Ведь семью у него так и не получилось создать. Только через несколько дней газеты сообщили о кончине русского пианиста.
↑ Творчество
В музыкальном наследии Александра выделяют два основных направления: пьесы для фортепиано и романсы. Сам композитор отдавал предпочтение вокальной лирике. За всю свою творческую жизнь он создал множество песен и романсов. Однако не все из них были представлены широким массам. Только 90 уникальных произведений были опубликованы. Также был оформлен сборник "Избранных народных песен". В него вошли 47 переделанных версий песен народного фольклора.
Творчеству Гурилёва соответствует экспрессия. Такие приемы использовались в XIX веке напевам цыганских исполнителей. Их относят к разряду весёлых, танцевальных и молодецких песен. Очень много романсов положено на стихи русских поэтов. Одним из его любимых писателей был М.Ю. Лермонтов. Их связывает друг с другом устремлённость к счастью и грустные осознание того, что его невозможно достичь.
Гурилёв чётко передавал настроение стихов Михаила Юрьевича, а его романсы считаются лучшими среди всех написанных интерпретаций. Среди других их выделяет тонкость фортепианной игры и лирический монолог. Глубокий лиризм отразился также в романсах написанных на произведения Алексея Кольцова. Здесь широко отразился художественный портрет композитора. Каждая нота пропитана элегически-романтическим настроением, тоской, мягкостью и одиночеством.
Вся вокальная лирика музыканта была собрана посмертно в двухтомниках Е.А. Стемпневской. В книги вошли даже рукописные заметки и автографы композитора. Писательница попыталась расставить все его романсы в хронологическом порядке, однако это было трудно сделать. Драматизм неотрывно преследует музыкальное творчество Александра Львовича.
Также многие его романсы созданы в ритме вальса. Этот темп был очень популярен в первой половине XIX столетия. Активно Гурилёв участвует в развитии танцевальной музыки. Из-под его пера вышли множество мазурок, полек, полонезов и вальсов, которые покоряли светские салоны. Что касается фортепианной игры, то следует обратить внимание на миниатюры и циклические вариации.
Некоторые произведения Гурилёва просты, в основном они исполнялись любителями на приемах. Другие же отличаются своей виртуозностью. Он умел сочетал русскую песенность и итальянскую кантилену. Современники за их самобытность и мастерство даже причисляют композитора к одним из выдающихся музыкантов-виртуозов XIX века.
↑ Знаменитые произведения
- «Молитва»;
- «Фонтану Бахчисарайского дворца»;
- «Воспоминание о Варламове»;
- «Однозвучно гремит колокольчик»;
- «Ты и Вы»;
- «Я помню робкое желанье»;
- «Я говорил при расставаньи»;
- «Тебе одной»;
- «Сарафанчик»;
- «Иван Сусанин»;
- «Песнь ямщика»;
- «Домик-крошечка»;
- «Пригорюнюсь ли я»
- «На заре ты её не буди».
↑ Интересные факты
- Произведения Гурилева перекликаются с музыкальным творчеством Глинки
- Фортепианная игра Александра оказала влияние на развитие музыки Даргомыжского, Мусоргского и Чайковского
- Принимался за любую работу ради мелкого заработка. Занимался даже нотной правкой и корректировкой
- Многие музыкальные черты Гурилева использовались в качестве украшений бытового романса таким композиторов, как А. Дюбюк и П. Булахов.
Творчество Александра Гурилева оказало огромное влияние на русское искусство. Его положительное воздействие можно до сих наблюдать во многих музыкальных произведениях новых композиторов. Отдельно стоит выделить и душевные романсы музыканта, которые так ценятся и чувствуется народом.