Литвиненко Михаил Тимофеевич – мой прадедушка по папиной линии со стороны бабушки. Родился 25 октября 1925 года на Украине в селе Залатиха Роменского района Сумской области в простой крестьянской семье.
С 1933 года учился в Залатинской семилетней школе. В 1938 году его семья переехала на постоянное место жительства в поселок Каменец Люксембургского района Чкаловской области.
С ноября 1938 года по декабрь 1942 года он работал в колхозе им. Ленина рядовым колхозником. А в декабре 1942 году был призван в Красную Армию по мобилизации Люксембургским РВК Чкаловской области. Прадедушка Миша проходил подготовку в 12-й окружной школе отличных стрелков снайперской подготовки. Школа располагалась в Бузулукском бору на станции Колтубановская Чкаловской области.
Спустя два месяца с момента начала обучения, а именно 23 февраля 1943 года в день 25-летия Красной Армии, он принял присягу. В августе 1943 года мой прадедушка окончил школу с отличием и был направлен на Ленинградский фронт, где с августа по октябрь 1943 года проходил службу в составе 78-го запасного стрелкового полка 36-ой запасной стрелковой бригады в качестве инструктора учебной роты и снайпера роты.
Полк дислоцировался на станции Бернгардовка Ленинградской области. Там занимались подготовкой маршевого пополнения для частей действующей армии, направляя маршевые роты и команды в соединения Ленинградского фронта. После получения первых боевых навыков был отправлен на Ленинградский фронт в 50–ом гвардейском отдельном истребительно-противотанковом дивизионе 45-й гвардейской стрелковой ордена Ленина дивизии наводчиком сорока пяти миллиметрового орудия.
В ноябре, воюя в составе данного подразделения, прадедушка получил легкое ранение. Лечение проходил в эвакуационном госпитале, располагавшемся в Ленинграде в Михайловском Инженерном замке. После госпиталя прадедушка Миша вновь был отправлен на фронт. Воевал в 129–ом гвардейском стрелковом полку 45-ой гвардейской стрелковой дивизии в должности командира отделения. Принимал участие в операции по полному освобождению Ленинграда от блокады (январь 1944 года) и начавшейся в феврале 1944 года битве за Нарву.
Прадед рассказывал, что бои за Нарву были самыми тяжелыми. Здесь невозможно было использовать в полной мере мощь артиллерии и бронетанковых войск, были ограничены в маневре. Чтобы обеспечить орудия боеприпасами, приходилось выстраивать целый полк и передавать снаряды по солдатской цепочке. «Свистели пули, рвались мины и снаряды. Все заволоклось порохом и, как ночью, потемнело, хотя стоял день. Было очень страшно! Но мы все равно ползли и стреляли по противнику, так как прекрасно понимали, что от наших действий многое зависит» - вспоминал дед.
В боях за Нарву дедушка потерял своего друга – Давыда Моисеевича Вайнштейна. Они вместе уходили в армию из поселка Каменец, учились в окружной школе снайперов, и на фронте попали в одну часть. Вайнштейн погиб 13 февраля, а мой дедушка в боях за Нарву получил легкое ранение в руку и попал на лечение в эвакуационный госпиталь № 360.
За хорошую военную подготовку прадед был назначен командиром отделения 4-ой стрелковой роты в составе 1252-го стрелкового Пролетарского полка 376-ой стрелковой Кузбасской Краснознамённой дивизии, входящей в состав 118-го стрелкового корпуса 42-й армии. В ходе Псковско-Островской операции стрелковой дивизии предстояло овладеть северным районом города Запсковье, далее выйти на Великую севернее Кремля, форсировать реку, захватить плацдарм на западном берегу и подготовить его для развертывания дальнейшего наступления в сторону Эстонии.
В ходе операции по освобождению Пскова сержант Литвиненко при преследовании противника первым ворвался в деревню Хотица и, развивая успешное наступление, со своим отделением вышел на северный берег реки Великой. За проведенную операцию мой прадед был награжден медалью «За отвагу».
Куда только судьба не бросала моего прадеда! Где он только не воевал. Освобождал Эстонскую ССР. Принимал участие в разгроме Курляндской группировки. После сдачи немецких солдат прадедушка в составе дивизии отошел от Лиепая и, простояв лагерным порядком до конца октября 1945 года, передислоцировался в город Шуя Ивановской области. Третьего февраля этого же года он был награжден медалью «За боевые заслуги».
С апреля по июнь 1946 г. прадедушка Миша служил в 450-ом стрелковом полку комендантом взвода. И с июня по июль - в 236-ом отдельном стрелковом ордена Суворова батальоне в качестве командира отделения, откуда 29 июля был демобилизован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР, как имеющий три ранения.
Прадедушка рассказывал, что на фронте не только воевали, но и с солдатами происходили забавные случаи. Так во время Великой Отечественной войны зародился неписаный обычай – «махнуться не глядя». В соответствии с этим обычаем военнослужащие, не зная заранее, что на что меняют, обменивались личными вещами на память: портсигарами, зажигалками, холодным оружием и другими сувенирами. Два игрока прятали в ладонях предметы обмена и, не взглянув на них, менялись. И дорогие часы шли за простенькую медную зажигалку. Но, по воспоминаниям фронтовиков, никто о таких потерях не жалел, все над ними только смеялись.
У моего прадедушки тоже произошел подобный случай, когда он махнулся не глядя, обменяв свои наручные часы на трофейные карманные часы, которые до сих пор хранятся в нашей семье. Рассказывая внукам о тех тяжелых военных годах, прадед добавлял: «Сейчас мне и самому даже не верится, что мы смогли прожить в окопах в чистом поле, на снегу, на морозе, не раздеваясь, не разуваясь, без воды, без еды, без обогрева долгие месяцы… Как мы все это выдержали, не понимаю».
В 1946 году после демобилизации из рядов Советской Армии его сразу же приняли на работу в колхоз имени Ленина не простым рабочим, а заместителем председателя колхоза по животноводству. Создав семью, построив свой дом, обзаведясь детьми, он окончательно обосновался в родном колхозе. Спустя шесть лет мой прадедушка был избран председателем Люксембургского сельсовета, где проработал до сентября 1968 года. Одновременно с этим он в течение двенадцати лет работал неосвобожденным секретарем партийного бюро колхоза «Заветы Ленина».
В сентябре 1968 года был избран заместителем председателя райисполкома. В 1981году как инвалид Великой отечественной воны ушел на заслуженный отдых. Но не стал сидеть дома, продолжал заниматься общественной работой. В этом же году на районной конференции его избирают председателем районного Совета ветеранов войны и труда, где он исполнял порученную ему работу на добровольных началах вплоть до самой смерти.
Я не знала прадедушку Мишу, но по рассказам моих родителей поняла, что он, был не только любящим мужем, отцом, но и великолепным дедушкой и прадедушкой. Он много времени отдавал патриотической работе с подрастающим поколением. С огромным желанием приходил на встречи со школьниками, рассказывал о нелегких боевых буднях солдат в годы войны. Из его уст узнавали о том, как зарождался и становился наш район. Прадед принимал непосредственное участие в сборе информации о ветеранах войны в Книгу памяти. Я горжусь тем, что в нашем роду был такой человек. И сделаю все, чтобы память о нем жила вечно.
Классен Валерия Юрьевна,
студентка 1 курса Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ),
группа ТД-1901