Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил,
И хоть насмерть стоял.
М.Агашина
В 2020 году наша страна будет отмечать 75 годовщину Великой Победы. Что же осталось в нашей памяти? Великая Отечественная война - Великая война и Великая трагедия… Наверное, нет в России семьи, которая не была бы задета этой кровопролитной войной. С каждым днём становится всё меньше и меньше свидетелей тех дней. Пока живы ветераны и труженики тыла, их знают и помнят, но многих уже нет с нами.
В своём сочинении я хотела бы рассказать о своём прадедушке, которого нет в живых уже 35 лет, но он с нами благодаря тому, что оставил свой след в истории страны, как и многие другие, и пока мы помним о них - они живы!
Мой прадед Китанин Иван Дмитриевич родился 7 июля 1905 года в деревне Росташи Пензенской области Башмаковского района. В ряды Красной Армии попал в 1941 году. Всех подробностей его жизни я не знаю, но по рассказам мамы и дедушки, о войне он говорить не любил, видимо, слишком тяжелы были эти воспоминания. Войну прошёл в звании рядового, с должностью - шофер в 55 восстановительном железнодорожном батальоне 36 железнодорожной бригады.
С конца июля 1942 года 36-я отдельная железнодорожная бригада приняла непосредственное участие в оборонительной операции советских войск на Кавказе в составе Северо-Кавказского и Закавказского фронтов, которая продолжалась пять месяцев. В период обороны Кавказа многое зависело от действий железнодорожных войск. Противник массированными налетами авиации и высадкой десантов стремился затруднить и сковать действия наших войск, нарушить железнодорожное движение. Немецкая авиация бомбила железные дороги, станции, вокзалы, мосты, эшелоны с войсками и техникой, поезда с эвакуируемым мирным населением и ранеными. Подразделения бригады под непрерывными авианалетами восстанавливали разрушенные железнодорожные объекты, обеспечивая снабжение обороняющихся войск вооружением и военной техникой.
Мой прадедушка принимал непосредственное участие в восстановительных и заградительных работах. Об этом я узнала из книги «История, рассказанная народом». К началу 1944 года на четырех украинских фронтах и в Отдельной Приморской армии находилось 50% железнодорожных войск Красной Армии. 36-я бригада совместно со специальными формированиями Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) в это время восстанавливала железнодорожный мост через Днепр в районе Кременчуга. Как написано в наградном листе к Медали «За боевые заслуги», мой прадедушка, Китанин Иван Дмитриевич, «не зная усталости, часто по две смены подряд не бросая штурвала машины, систематически показывал высокие образцы производительности труда, выполняя норму в 180-220%».
В июне 1944 года, в связи с освобождением от врага территории Крыма и предполагавшимся строительством железнодорожного моста через Керченский пролив, бригада была передислоцирована и передана в состав Отдельной Приморской армии для восстановления разрушенных отступающим противником железнодорожных объектов Крыма. Небезынтересно вспомнить историю строительства этого моста. Немцы, оккупировав Керченский и Таманский полуострова, решили соединить их, построив мост через Керченский пролив. Из Германии в Крым были завезены металлические пустотелые сваи и необходимые конструкции. Однако этого им не позволили сделать советские войска, изгнав их с территории Северного Кавказа и Крыма. Наличие немецких конструкций побудило руководство спроектировать и силами железнодорожных войск Отдельной Приморской армии построить всё же этот мост в самом узком месте Керченского пролива протяженностью в 4,5 километра.
Строительство осуществлялось с небывалым энтузиазмом воинов. За непосредственное участие в восстановлении разрушенного Кременчугского железнодорожного моста через Днепр и в строительстве стратегически важного железнодорожного моста «2К» (Крым — Кавказ) через Керченский пролив мой прадедушка был награжден Медалью «За боевые заслуги», и орденом «Красная звезда», "за Оборону Кавказа" и еще многими орденами и медалями. К весне 1945 года строительство моста подходило к завершению: готовились к пробному пропуску поезда через новый мост. Никто и не предвидел, что Керченский пролив сыграет над ними злую шутку. Строители не построили ледорезы, проектировщики, не изучив режима пролива, в котором течение периодически происходит то в Азовское, то в Черное море, спроектировали сооружение моста в самой узкой горловине пролива.
Весной, когда начался ледоход, нагромождение льдин достигло самого дна. Ледоход начал сносить опоры одну за другой. Не смогла помочь и авиация, бомбившая нагромождение льдин. Все опоры 4,5-километрового моста снесла ледовая стихия. Осталась, как утес, только центральная опора, которую сооружали солдаты 36-й бригады. Таким образом, красавец мост, в одночасье перестал существовать. Его поглотили воды Керченского пролива.
В мае 2018 года воплотилась в жизнь мечта тех, кто строил мост в 1944-1945годах, моего прадедушки в том числе: мост через Керченский пролив был открыт! Мне очень хочется проехать по этому мосту, увидеть оставшуюся опору, сооруженную 75 лет назад солдатами 36-ой бригады, моим прадедом… В результате этой жестокой войны прадедушка был трижды ранен и затем участвовал в разгроме гитлеровской армии на территории Польши в 1945 году.
Вернулся с войны в 1946 году и, несмотря на тяжелую послевоенную жизнь и ранения, дожил до 79 лет. Я горжусь своим прадедушкой, Китаниным Иваном Дмитриевичем, героем Великой Отечественной войны. Горжусь тем, что живу в стране, которая одержала победу над фашистами в 1945 году. Помнить об этом необходимо:
Вспомним всех поименно, горем вспомним своим...
Это нужно — не мертвым! Это надо — живым!
История моего деда, Китанина Ивана Дмитриевича, который с честью прошёл по дорогам войны.
К 75 – летию Победы в Великой Отечественной войне муниципальный конкурс сочинений «Путь моего героя» (личная история)
Рузский городской округ Муниципальное образовательное учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа» «Эх, дороги…»
Автор: Щелкунова Екатерина Юрьевна 11.01.2006г.,8 класс
Руководитель: Щелкунова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы