Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » Эх, дороги…

Эх, дороги…


Китанин Иван ДмитриевичТы же выжил, солдат,

Хоть сто раз умирал,

Хоть друзей хоронил,

И хоть насмерть стоял.

М.Агашина

 

В 2020 году наша страна будет отмечать 75 годовщину Великой Победы. Что же осталось в нашей памяти? Великая Отечественная война - Великая война и Великая трагедия… Наверное, нет в России семьи, которая не была бы задета этой кровопролитной войной. С каждым днём становится всё меньше и меньше свидетелей тех дней. Пока живы ветераны и труженики тыла, их знают и помнят, но многих уже нет с нами.

В своём сочинении я хотела бы рассказать о своём прадедушке, которого нет в живых уже 35 лет, но он с нами благодаря тому, что оставил свой след в истории страны, как и многие другие, и пока мы помним о них - они живы!

 

Мой прадед Китанин Иван Дмитриевич родился 7 июля 1905 года в деревне Росташи Пензенской области Башмаковского района. В ряды Красной Армии попал в 1941 году. Всех подробностей его жизни я не знаю, но по рассказам мамы и дедушки, о войне он говорить не любил, видимо, слишком тяжелы были эти воспоминания. Войну прошёл в звании рядового, с должностью - шофер в 55 восстановительном железнодорожном батальоне 36 железнодорожной бригады.

С конца июля 1942 года 36-я отдельная железнодорожная бригада приняла непосредственное участие в оборонительной операции советских войск на Кавказе в составе Северо-Кавказского и Закавказского фронтов, которая продолжалась пять месяцев. В период обороны Кавказа многое зависело от действий железнодорожных войск. Противник массированными налетами авиации и высадкой десантов стремился затруднить и сковать действия наших войск, нарушить железнодорожное движение. Немецкая авиация бомбила железные дороги, станции, вокзалы, мосты, эшелоны с войсками и техникой, поезда с эвакуируемым мирным населением и ранеными. Подразделения бригады под непрерывными авианалетами восстанавливали разрушенные железнодорожные объекты, обеспечивая снабжение обороняющихся войск вооружением и военной техникой.

Мой прадедушка принимал непосредственное участие в восстановительных и заградительных работах. Об этом я узнала из книги «История, рассказанная народом». К началу 1944 года на четырех украинских фронтах и в Отдельной Приморской армии находилось 50% железнодорожных войск Красной Армии. 36-я бригада совместно со специальными формированиями Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) в это время восстанавливала железнодорожный мост через Днепр в районе Кременчуга. Как написано в наградном листе к Медали «За боевые заслуги», мой прадедушка, Китанин Иван Дмитриевич, «не зная усталости, часто по две смены подряд не бросая штурвала машины, систематически показывал высокие образцы производительности труда, выполняя норму в 180-220%».

В июне 1944 года, в связи с освобождением от врага территории Крыма и предполагавшимся строительством железнодорожного моста через Керченский пролив, бригада была передислоцирована и передана в состав Отдельной Приморской армии для восстановления разрушенных отступающим противником железнодорожных объектов Крыма. Небезынтересно вспомнить историю строительства этого моста. Немцы, оккупировав Керченский и Таманский полуострова, решили соединить их, построив мост через Керченский пролив. Из Германии в Крым были завезены металлические пустотелые сваи и необходимые конструкции. Однако этого им не позволили сделать советские войска, изгнав их с территории Северного Кавказа и Крыма. Наличие немецких конструкций побудило руководство спроектировать и силами железнодорожных войск Отдельной Приморской армии построить всё же этот мост в самом узком месте Керченского пролива протяженностью в 4,5 километра.

Строительство осуществлялось с небывалым энтузиазмом воинов. За непосредственное участие в восстановлении разрушенного Кременчугского железнодорожного моста через Днепр и в строительстве стратегически важного железнодорожного моста «2К» (Крым — Кавказ) через Керченский пролив мой прадедушка был награжден Медалью «За боевые заслуги», и орденом «Красная звезда», "за Оборону Кавказа" и еще многими орденами и медалями. К весне 1945 года строительство моста подходило к завершению: готовились к пробному пропуску поезда через новый мост. Никто и не предвидел, что Керченский пролив сыграет над ними злую шутку. Строители не построили ледорезы, проектировщики, не изучив режима пролива, в котором течение периодически происходит то в Азовское, то в Черное море, спроектировали сооружение моста в самой узкой горловине пролива.

Весной, когда начался ледоход, нагромождение льдин достигло самого дна. Ледоход начал сносить опоры одну за другой. Не смогла помочь и авиация, бомбившая нагромождение льдин. Все опоры 4,5-километрового моста снесла ледовая стихия. Осталась, как утес, только центральная опора, которую сооружали солдаты 36-й бригады. Таким образом, красавец мост, в одночасье перестал существовать. Его поглотили воды Керченского пролива.

 

В мае 2018 года воплотилась в жизнь мечта тех, кто строил мост в 1944-1945годах, моего прадедушки в том числе: мост через Керченский пролив был открыт! Мне очень хочется проехать по этому мосту, увидеть оставшуюся опору, сооруженную 75 лет назад солдатами 36-ой бригады, моим прадедом… В результате этой жестокой войны прадедушка был трижды ранен и затем участвовал в разгроме гитлеровской армии на территории Польши в 1945 году.

Вернулся с войны в 1946 году и, несмотря на тяжелую послевоенную жизнь и ранения, дожил до 79 лет. Я горжусь своим прадедушкой, Китаниным Иваном Дмитриевичем, героем Великой Отечественной войны. Горжусь тем, что живу в стране, которая одержала победу над фашистами в 1945 году. Помнить об этом необходимо:

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим...

Это нужно — не мертвым! Это надо — живым!

 

История моего деда, Китанина Ивана Дмитриевича, который с честью прошёл по дорогам войны.

К 75 – летию Победы в Великой Отечественной войне муниципальный конкурс сочинений «Путь моего героя» (личная история)

Рузский городской округ Муниципальное образовательное учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа» «Эх, дороги…»

Автор: Щелкунова Екатерина Юрьевна 11.01.2006г.,8 класс

Руководитель: Щелкунова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы





342 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний гер­ман­ско­го ге­не­ра­ла и ука­жи­те, к ка­ко­му году от­но­сят­ся опи­сан­ные со­бы­тия. «21 но­яб­ря мы узна­ли от наших ты­ло­вых ча­стей, ко­то­рые рас­по­ла­га­лись на во­сточ­ном бе­ре­гу Дона и южнее Ка­ла­ча, что рус­ские танки при­бли­жа­ют­ся к го­ро­ду с юга. Из дру­гих ты­ло­вых ча­стей, на­хо­див­ших­ся за­пад­нее Дона, нам по радио со­об­ща­ли, что рус­ские под­хо­дят к Ка­ла­чу с се­ве­ра. Было ясно, что Ста­лин­град вско­ре будет окружён. Мы по­ни­ма­ли, как труд­но будет про­рвать это коль­цо имев­ши­ми­ся в нашем рас­по­ря­же­нии си­ла­ми, - их сла­бость была со­вер­шен­но оче­вид­на».
    A19
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Коротков Иван Поликарпович
Коротков Иван Поликарпович
Я хотела бы рассказать об одном человеке, которого уже нет в живых, о моем прадедушке. Зовут моего прадедушку - Коротков Иван Поликарпович. Его нет с нами, но он с нами благодаря памяти моей прабабушки Коротковой Антонины Васильевны, его жены и моей