Циркуляр о кухаркиных детях - под таким названием известен указ Александра III, запрещавший принимать в учебные заведения, в том числе гимназии и прогимназии, детей из низших сословий – отпрысков кучеров, лакеев, домашней прислуги и т. д.
Указ был составлен в русле контрреформ, поддержанных обер-прокурором Синода Победоносцевым, и подписан Иваном Деляновым – реакционным министром народного просвещения.
Чего боялись авторы указа
Многие действия Александра III и его мракобесного окружения осуждались прогрессивными россиянами – писателями, учёными, артистами, общественными деятелями. Во время написания циркуляра Россия находилась практически на пике своего культурного развития:
- Империя испытала настоящий научно-технический подъём, деятели русской науки получали мировое признание. К этому времени (1887 год): Александр Попов изобрёл радио;
- Иван Петрович Павлов провёл свои исследования в области условных рефлексов;
- Полумордвинов почти построил первый в мире цветной телевизор (собрать который до конца не смог только из-за отсутствия нескольких деталей);
- Всего несколько лет оставалось до открытия первого магазина российской компании «Макс Фактор» (ныне – американской) – лидера по производству косметики (к слову – официального поставщика царского двора);
- Открылось российское представительство корпорации «Сименс»;
- В Финляндии, входившей в состав Российской империи, основана компания «Нокиа»; производила она поначалу, конечно, не мобильные телефоны, а верёвки и канаты. И это лишь некоторые вехи в развитии отечественной научной и технической мысли тех лет.
Народ стремился к образованию, гимназии и даже университеты пополнялись выходцами из рабочих и крестьянских семей. В стране открылось огромное количество заводов, работа на которых требовала определённых технических знаний. И вдруг император издаёт свой циркуляр…
Его отца, царя Александра II, убили революционеры. При этом Александр II запомнился своими либеральными реформами, главная из которых – отмена крепостного права. Александру III казалось, что его отец сам приблизил свой конец таким либерализмом. Следовательно, рассудил Александр III, либерализм опасен; народ не должен много знать, ибо из-за этого дворянская элита потеряет власть.
Столь примитивные рассуждения царя поддержал глава Синода Победоносцев, льстивыми речами убедивший его в необходимости контрреформ. Впрочем, больше, чем собственно доступности образования, консерваторы боялись всплеска политической активности студентов, поскольку в то время университеты были своего рода политическими кружками молодёжи.
Ограничивая доступ в учебные заведения, царь стремился не то чтобы превратить образование в привилегию, своего рода интеллектуальную игрушку для дворян, - он хотел лишь провести в университеты «благонадёжных» подданных, лояльных к самодержавию. Это могли быть и дети из простых семей, ежели они имели какие-либо «гениальные способности». По мнению царя, простонародье – люд слишком грубый и примитивный, оно не понимает всех тонкостей государственного управления.