Знаменитое изречение К. Маркса о том, что религия есть опиум для народа, пригодилось и русским большевикам. Конечно, среди них было немало образованных людей, понимающих, что с религией лучше ладить, нежели враждовать, но верх взяли деструктивные силы во главе с Ульяновым-Лениным, которого отличала просто патологическая ненависть к религии как социальному институту.
↑ История противостояния большевиков и церкви
Первые лозунги Октябрьского переворота не появились на пустом месте. Ленин со товарищи прекрасно понимали, что с темным, неграмотным народом следует разговаривать на его же языке – хлестком, четком, лаконичном. К тому же, зерна упали на благодатную почву – из века в век народ слагал «срамные сказки» прежде всего про попа, попадью и попову дочку, видя в них не столько столпов власти, сколько развращенное и зажравшееся сословие. На это обстоятельство обратил внимание еще критик В.Г.Белинский в письме к Н.В.Гоголю. И не сказать, что он сильно ошибался или что в полемическом запале «перегнул палку»!
Та неприязнь, а позже и ненависть, которую русский народ питал к священническому сословию, вырвалась наружу в первые годы Советской власти. К тому же, она была поощряема самой этой властью. Не мудрено, что самые темные струны души русского мужика взыграли и потребовали компенсации за века унижения и рабского труда. Одним из первых декретов Советской власти предусматривалась национализация (а проще сказать – откровенный и неприкрытый грабеж) церковного имущества ради спасения молодой Советской республики и борьбы с иностранной интервенции.
На первых порах большевикам противостоял патриарх Тихон. С его авторитетом приходилось считаться, несмотря на то, что первосвященника подвергали неоднократным арестам. Со смертью патриарха у большевиков, что называется, оказались развязаны руки. Вплоть до «воцарения» Сталина Русская Православная церковь подвергалась гонениям и нападкам. Сталин, сам бывший семинарист, понимал, что с церковью необходимо найти общий язык, примириться. Несмотря на то, что в 1931-м году был взорван Храм Христа Спасителя, эта варварская акция стоит особняком в ряду других деяний власти.
В годы Великой Отечественной войны союз церкви с народом воскрес и окреп. После войны был восстановлен институт патриархии. Так что Сталин не был столь последовательным большевиком и атеистом, как члены ленинской гвардии, уничтоженные им в «больших чистках» конца 30-х гг. «Смутные времена» наступили для церкви в эпоху «оттепели». Она стала «оттепелью» в политическом и культурном, но не в религиозном аспекте. Хрущев публично обещал показать стране и миру последнего попа уже к середине 70-х гг. Закрывались не только храмы и церкви, но и духовные семинарии. Вместе с тем, чем больше гонений – тем сильнее тяготение. Так и произошло с религией в Советском Союзе.
Вопреки, назло гнету властей прихожан в уцелевших храмах становилось всё больше, детей стали крестить тайно, и служить тоже. Власть признала свою идейную капитуляцию уже во времена перестройки. Речь уже не шла о проведении никаких съездов «воинствующих безбожников», подобных тем, что проводились в 30-е годы. Патриархии были возвращены приходы, храмы и церкви. Сама церковь как социальный институт стала играть в духовной жизни общества заметную роль. Не обходилось и без политизации этой роли. И на сегодняшний день патриарх Кирилл – на одной идеологической «волне» с руководителем государства. Нормально ли это – вопрос достаточно спорный.
↑ Интересные факты
- Священников в настоящее время привлекают в качестве психологов для работы с новобранцами в армии. Практика, заслуживающая внимания, хотя тоже небесспорная.