Любить свою Родину — значит знать её
» События XX » Денежная реформа 1961 года

Денежная реформа 1961 года


Денежная реформа 1961 года Денежная реформа 1961 года – причины, положительные и отрицательные моменты, особенности проведения.

Из всех реформ советского периода эту реформу считают самой «гуманной».

Но ее последствия были достаточно печальными с точки зрения дальнейшего развития Советского союза как государства.

Реформа была одно из бомб замедленного действия, которые позже «взорвали» СССР.

 

Причины (предпосылки) денежной реформы 1961 года

Главными причинами были следующие:

  •  В стране не хватало денег. 
  • Н. Хрущев обещал американцам «показать кузькину мать»,а для этого нужно было много финансовых средств. 
  • Не было того количества бесплатных рабочих, которое было в сталинские времена – прошла амнистия политических заключенных.  
  • Добыча нефти очень быстро пошла вверх.

 

Суть и последствия денежной реформы 1961 года

 

Официальной целью реформы считалось: Упрощение финансового оборота и придание деньгам большего значения. Суть реформы сводилась к таким моментам:

  • Деньги, находящиеся в обороте должны были обмениваться как один к десяти.
  • Обмену не подлежали копейки номиналом одна, две и три. Также не обменивали медные монеты. Но вскоре после начала реформы появилась директива о запрете их использования. Согласно этим изменениям, были пересчитаны все выплаты в государстве - от пенсий до стипендий.
  • Были пересчитаны вклады в сберегательных кассах.

Минусы денежной реформы 1961 года

 

Реформа имела значительно больше минусов, чем плюсов:

  • Изготовление денежных купюр очень удешевилось, сами купюры стали меньше.
  • Появился острый дефицит продуктов питания. Купить дефицит можно было только в больших городах или «по блату».
  • Цены в магазинах стали меньше в десять раз, на рынках - в четыре-шесть раз. В связи с этим качество продуктов в магазинах резко снизилось.
  • Экономика страны попала в постоянную зависимость от уровня экспорта нефти.

Реформа вызвала кризис продовольствия 1963-64 гг.: Работники колхозов начали вывозить продукцию на рынки т.к. сдавать ее государству стало экономически не выгодно. Именно поэтому колхозы начали превращать в совхозы т.е. укрупнять. Последние не имели право сдавать продукты на рынок. Советскому Союзу пришлось завозить пищевые продукты из других государств.

 

Плюсы денежной реформы 1961 года

 

  • Обмен прдолжался около трех месяцев, что способствовало спокойствию граждан
  • Монеты достоинством 1 копейка, 2 копейки, 3 копейки, сохранили свою платежноспобность
  • Размер бумажных денег уменьшился, что экономило бумагу и облегчило пересчет денежных автоматов.

(Последствия) денежной реформы 1961 года

Последствия реформы были достаточно печальными:

  • Советский рубль стал менее обеспечен золотом. Он теперь стоил не 2,2 грамма золота, а 1 грамм.
  • После реформы один доллар стоил 90 копеек. До реформы это соотношение было один к четырем т.е. доллар стоил четыре советских рубля и, после реформы должен был стоить 40 копеек.
  • Номинал денег стал более дорогим. Импортные товары резко подорожали.

За первые четыре года после проведения реформы произошло одиннадцать народных бунтов. Во время бунта в Новочеркасске погибли 24 человека. Реформа обусловила две большие беды – зависимость от нефти и дефицит продукции. Появились предпосылки, которые обусловили развал страны. Все проблемы начала 1960-х в итоге привели к отставке Н. Хрущева.

Интересные факты о денежной реформе 1961 года

 

Проведение реформы интересно некоторыми деталями, на которые стоит обратить внимание:

  • В начале реформы возле банков начали появляться длинные очереди. Люди спешили обменять деньги т.к. боялись, что денег на всех не хватит.
  • Многие боялись, что при обмене начнут спрашивать, откуда у человека такая сумма денег.
  • Реформу планировали закончить за три месяца, но реально уложились в месяц-полтора.
  • Почти сразу в обороте появились фальшивые рубли разного качества изготовления.
  • Министр финансов А.Зверев, который работал на этом посту с 1938 года, в 1960 г. подал в отставку, не захотев участвовать в проведении реформы. Скорее всего он реально понимал к чему приведет подобное реформирование.




22325 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из про­из­ве­де­ния ис­то­ри­ка И. В. Ку­ру­ки­на и ука­жи­те, о каком ис­то­ри­че­ском де­я­те­ле идёт речь. «Ко­неч­но, мел­ко­му кур­лянд­ско­му дво­ря­ни­ну со­мни­тель­но­го про­ис­хож­де­ния помог "его ве­ли­че­ство слу­чай": рас­то­роп­ный управ­ля­ю­щий сумел не толь­ко войти в до­ве­рие, но и найти до­ро­гу к серд­цу мос­ков­ской ца­рев­ны; она, в свою оче­редь, вне­зап­но из за­хо­луст­ной вдовы (бла­го­да­ря при­гла­ше­нию вер­хов­ни­ков) пре­вра­ти­лась в рос­сий­скую им­пе­ра­три­цу. Он с успе­хом осво­ил новую для рос­сий­ско­го двора роль и пре­вра­тил ма­ло­по­чтен­ный образ "вре­мен­щи­ка" в на­сто­я­щий ин­сти­тут вла­сти с не­пи­сан­ны­ми, но чётко очер­чен­ны­ми пра­ви­ла­ми и гра­ни­ца­ми».
    A9
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Презентация: Реформы Петра I
Презентация: Реформы Петра I
Методическая разработка познакомит учащихся с характером государственных реформ Петра Первого. В начале презентации перечислены важнейшие реформы проводимые Петром:Военная реформа.Реформы в промышленности.Реформа высших государственных органов
Презентация: Реформы Петра Великого (10 класс)
Презентация: Реформы Петра Великого (10 класс)
Презентация на тему «Реформы Петра Великого» подготовлена учителем истории I категории Петровой Галиной Николаевной для учащихся 10 классов. В методической разработке подробно рассматриваются следующие реформы:Реформа центрального управления.Указ о
Презентация: Реформы Петра I (7 класс)
Презентация: Реформы Петра I (7 класс)
Презентация на тему «Реформы Петра I» подготовлена учителем истории Нечаевой М.Л. для учащихся 7 классов. Слушатели познакомятся с реформами государственного управления. В методической разработке приводятся особенности прохождения службы. Так же