Рельсовая война – под таким названием обычно понимаются действия по уничтожению железнодорожных путей с целью нарушить работу неприятельского транспорта.
Наибольшее распространение такие действия получили во время Великой отечественной войны, когда железнодорожный транспорт был самым массовым и дешёвым средством передвижения и активно использовался немецкими завоевателями.
Крупными операциями по ликвидации железнодорожных путей были следующие:
- Операция «Рельсовая война» - август – сентябрь 1943 года;
- Операция «Концерт» - сентябрь – октябрь 1943 года;
- Операция «Багратион» - июнь – август 1944 года.
Все эти действия проводились советскими партизанами, желавшими оказать помощь Красной Армии в борьбе с захватчиками.
Операция «Рельсовая война»
В этой масштабной кампании участвовали ленинградские, калининские, белорусские и украинские партизаны. Центральный штаб партизанского движения подготовил 167 подразделений, для которых определил объекты и цели действия. Отряды снабжались подрывной техникой, взрывчаткой, огнепроводными шнурами и другими необходимыми атрибутами.
Только за первую ночь было взорвано 42 тысячи рельсов, а общее их количество оценивается в 215 тысяч. Было взорвано огромное количество нацистских составов: только в Белоруссии уничтожены 3 бронепоезда и 836 эшелонов.
Действия партизан сократили вражеские перевозки на целых 40 процентов. Единственное, в чём командование допустило ошибку, - оно посчитало, что у немцев имеется слишком мало своих рельсов. На самом деле их было достаточно, чтобы восстановить пути; новые рельсы прибывали из Германии и Польши, для чего были задействованы сотни локомотивов.
«Рельсовая война» основательно потрепала силы врага:
- на восстановление железных дорог потребовалось значительное время и человеческие ресурсы, к их охране привлекли дополнительные отряды;
- многие двухпутные участки немцы вынуждены были превратить в однопутные.
В дальнейшем операция затруднила отступление противника. Несмотря на имевшуюся у партизан подрывную технику, её было недостаточно. Диверсантам приходилось выкручиваться, искать нестандартные способы борьбы. Для уничтожения поездов применялись специальные клинья, рельсы часто разбирались вручную.
ВОВ. Рельсовая война партизан фото
Впоследствии стали множиться так называемые «чёртовы кухни», на которых партизаны выплавляли тол. Мины производились из неразорвавшихся снарядов. Многие партизаны во время «Рельсовой войны» рисковали собственной жизнью, выполняя возложенную на них задачу.
17-летний Николай Гойщик совершил настоящий подвиг, бросившись прямо под вражеский поезд с миной в руках: заранее заминировать рельсы помешала усиленная охрана. Весть о подвиге вскоре стала известна по всей Белоруссии. Кроме партизан, в борьбу с вражескими составами активно включалось и мирное население. А помимо железных дорог атакам подвергались также шоссейные и грунтовые.
Средства применялись различные: сожжение мостов, образование завалов, разбрасывание колючек на дорогах для повреждения шин вражеских автомобилей. Следует учитывать, что дороги в Советском Союзе сами по себе находились в неважном состоянии, особенно по сравнению с немецкими автобанами, и подрывная деятельность партизан ещё больше усложнила передвижение врага по советской территории.