Преступление и наказание анализ романа Достоевского
«Преступление и наказание» - один из самых известных романов Фёдора Достоевского. В основу романа легли как опыт Достоевского в революционной деятельности, так и его размышления о внутренних мотивах человеческих поступков, в том числе преступлений.
История создания. Из писем Достоевского известно, что идея подобного романа созревала у него много лет – по крайней мере со времени тюремного заключения. В 1865 году он, наконец, приступил к написанию произведения, находясь в очень тяжёлых материальных условиях: ему постоянно не хватало денег даже на элементарное существование, тем более что он пристрастился к азартным играм. Это состояние также повлияло на создание романа.
Поводом к написанию также послужили реальные события – поимка и осуждение молодых народовольцев (членов революционной организации). В «Преступлении и наказании» Достоевский объединил начатый ранее роман-исповедь, написанный от лица каторжанина, и незавершённый роман «Пьяненькие», в котором была обрисована жизнь и судьба Мармеладовых. А вот проблематика произведения развивалась постепенно.
Первоначально Раскольников убивал процентщицу из неких благородных побуждений: он надеялся, убив и ограбив «глухую, глупую, злую и больную старуху», спасти множество страдающих людей, в том числе членов своей семьи. Но впоследствии замысел романа был изменён, и у Раскольникова родилась целая «теория», которая и толкнула его на убийство.
Когда роман был опубликован, он произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Читатели брали его нарасхват; их привлекал лихо закрученный криминальный сюжет, который был ещё и злободневным – как до выхода романа, так и после него появлялось множество криминальных происшествий, похожих на описанные в романе события. Критики писали, что сравнение «Преступления и наказания» с этими происшествиями позволяет лучше и глубже понять роман, в том числе болезненность Раскольникова.
Также роман был вскоре переведён на множество европейских языков, а в Европе появлялись «романы-спутники» и подражания. Вскоре начали появляться и театральные постановки по роману, в том числе зарубежные.
Герои. Родион Раскольников, Соня Мармеладова, Семен Захарович Мармеладов (отец Сони), Пульхерия Раскольнкова (мать Родиона), Дуня Раскольникова (сестра Родиона, старуха процентщица, Петр Лужин (адвокат), Дмитрий Разумихин (друг Родиона), Катерина Ивановна Мармеладова (мачеха Сони), Аркадий Свидригайлов (помещик), Марфа Петровна (жена Свидригайлова), Андрей Лебезятников (друг Лужина), Лизавета (сестра старухи), Порфирий Петрович (следователь).
Сюжет. Герой романа – Родион Раскольников, студент, отчисленный из-за отсутствия денег. В его голове уже давно зреет план убийства старухи-процентщицы. Это, во-первых, сможет решить его материальные проблемы, а также избавить его сестру от ненавистного брака с назойливым «благодетелем» Лужиным, а во-вторых, позволит проверить его социальную теорию.
Теория заключается в том, что все люди делятся на две категории – «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет». Вторые имеют право на полную безнаказанность в своих поступках, а первые обязаны подчиняться законам, преклоняться перед вторыми и терпеть их произвол. Раскольников убивает старушку, а заодно и её сестру. Больших денег он у процентщицы не находит. С того времени его начинают мучить угрызения совести.
На протяжении всей истории ему приходится встречаться с разными людьми. Это, к примеру, семья титулярного советника (низшего чиновника с небольшим жалованьем) Мармеладова, дочь которого, Соня, вынуждена была стать проституткой, чтобы спасти свою семью. Это и следователь Порфирий Петрович, с которым у Раскольникова происходят продолжительные беседы.
Следователь, в частности, обсуждает с ним его статью в журнале, посвящённую упомянутой выше теории. Эти беседы только подогревают угрызения совести у Раскольникова, которому всё чудится, что все смотрят ему в душу и всё знают. В конце концов он решается прийти в полицию и сознаться в преступлении. Раскольников приговаривается к каторжным работам. Через некоторое время к нему приезжает Соня. Он и она постепенно меняются внутренне, особенно это касается Родиона. Отрёкшись от своей теории, он как бы «воскресает», чему способствовало и подаренное Соней «Евангелие». Герои надеются, что чистая и искренняя любовь сможет их спасти.
Жанр произведения. Исследователи отмечали, что «Преступление и наказание» представляет собой этакий «антидетектив»: в нём имеется множество элементов классического детектива, однако преступник известен заранее. Впрочем, это не избавляет автора и читателя от ведения собственного расследования, но уже в другом направлении – с целью выявить не конкретного исполнителя злодеяния и причину его поступка, а глубинные мотивы человеческого поведения вообще.
Проблематика романа. «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Эту знаменитую фразу повторяли многие мыслители и публицисты, рассуждая о свободе, совести, законопослушании и прочих подобных вещах. Раскольников этой фразой объясняет свой эксперимент, подтверждающий его теорию о «двух типах» людей. Данный мотив заглушил первоначальный замысел, в котором Раскольников убивает из любви к людям и сострадания к ним (хотя этот «расчёт» тоже упоминается в романе, но уже во вторую очередь).
Героя называют апологетом полного эгоизма и вседозволенности, провозвестника ницшеанской и фашистской морали. Однако такое одностороннее толкование героя неверно, поскольку Раскольников неоднократно проявляет милосердие и сострадание: вступается за Соню, которую Лужин незаконно обвиняет в воровстве, подбрасывает бедствующим Мармеладовым все свои деньги (причём делает это тайно – совсем по-христиански); он вспоминает о своей первой любви – болезненной девушке-дурнушке.
Таким образом, в романе разворачивается история нравственного падения довольно положительного изначально героя, заканчивающаяся процессом его возрождения. Можно здесь отметить некую связь с ветхозаветной мифологией: причиной грехопадения героя служит желание «познать добро и зло». Однако это лишь одна из линий романа.
Трагедия героев явно связана с условиями жизни в большом городе в эпоху перехода к развитым капиталистическим отношениям. В центре внимания постоянно оказываются имущественные отношения, «квартирный вопрос», имущественное неравенство людей, оттесняющее все прочие виды неравенства – в том числе и традиционное для России сословное.
Многие современники Достоевского обвиняли новые, буржуазные порядки и городской образ жизни во всех грехах (что уж и говорить – подобные любители старого «патриархального» быта, критикующие жизнь больших городов и достижения цивилизации, в немалом количестве имеются и в наше время).
И одним из самых страшных последствий новой жизни, по мнению таких людей, является появление людей вроде Раскольникова со своими «греховными» идеями. Под ними понимались все революционеры. Несмотря на имеющиеся у многих из них благие побуждения, их деятельность заканчивалась бедствиями как для них самих, так и для окружающих.
В условиях, когда социальные проблемы невозможно решить законным путём, у многих появляется идея некоего «сверхчеловека», который устранит все проблемы, минуя закон и привычные преставления о морали. В условиях новых общественных отношений, по мнению Достоевского, портились и деградировали даже самые лучшие люди. Поэтому в романе выведен целый ряд противоречивых, амбивалентных персонажей. Раскольников – только один из них.
В качестве примера можно привести того же Мармеладова: образованный и добропорядочный человек спивается и переживает нравственное падение, сохраняя, однако же, некоторое благодушие, которое позволило бы ему в будущем возродиться. Ради спасения своей семьи от полной нищеты его дочери Сонечке приходится заниматься постыдной (хотя и официально разрешённой) деятельностью – проституцией.
Даже следователь Порфирий Петрович не столь однозначен, как кажется на первый взгляд. Он выводит Раскольникова на чистую воду, руководствуясь одной только психологией – ведь у него вообще нет доказательств вины героя. В связи с этим некоторые литературоведы предполагают, что Порфирий Петрович сам вынашивал мысли, по крайней мере частично сходные с теорией Раскольникова. Не зря ведь следователь так дотошно изучал его статью и знал её наизусть.
В романе есть также кривозеркальные двойники Раскольникова. Это и Свидригайлов, который сам говорит Раскольникову, что он чем-то похож на него, и Лужин. Всё это герои, которые считают, что им позволено гораздо больше, чем обычным людям, в том числе и издеваться над невинными девушками. Свидригайлов и Лужин – это как бы разные варианты Раскольникова, несколько искажённые и гипертрофированные.
Приписывая себе статус «сверхлюдей», они оправдывают это своим богатством, связями, общественным положением и даже знанием некой сокровенной информации (Свидригайлов, подслушавший разговор Раскольникова с Соней и узнавший, кто убил процентщицу, пытается шантажировать его и его сестру). И если Раскольников – фигура двойственная, в которой уживаются добро и зло, то Лужин и Свидригайлов – однозначные негодяи, которым Достоевский выносит суровый приговор: первый разоблачён и навсегда покидает повествование, а второй и вовсе кончает жизнь самоубийством.
Чему учит нас автор? Прежде чем что-то сделать, подумай. Не бери на себя ответственность решать судьбы людей, не суди. От искушения до греха - один шаг. Любовь, добро, понимание всегда должны быть рядом с человеком.