«Слово о полку Игореве» - уникальное произведение в древнерусской литературе. Это не летопись, не религиозно-риторическое или поучительное произведение, даже не историческое сочинение в собственном смысле. Это настоящая героическая поэма, родственная таковым в европейской традиции того времени. Несоответствие «Слова» привычному представлению о древнерусской литературе порождало у исследователей сомнения в её подлинности, и это мнение находит своих сторонников и в наше время.
↑ Сюжет
«Слово о полку Игореве» посвящено походу новгород-северских князей против половцев, оказавшемуся неудачным. Во вступлении автор обращается к «братьям», вспоминает древних сказителей и, в частности, Бояна, и заявляет, что свою «песнь» он начнёт «по былинам сего времени». Рассказывает он и о междоусобных боях русских князей, и о русских племенах, и даже о развлечениях князей – таких как соколиная охота и приглашение певцов-сказителей. Упоминает автор и древних языческих божеств.
Затем следует рассказ собственно о походе. Игорь, глава княжеского воинства, собирается в поход против половцев и ободряет членов своей дружины. Он видит солнечное затмение, которое считалось несчастным предзнаменованием, однако решает всё-таки выступить в поход. В процессе похода ему попадаются и другие знаки беды и несчастий, но Игорь их игнорирует, одержимый боевым духом.
В поле, где проходит решительная битва с врагами, войско Игоря и его брата Всеволода было разгромлено. Повествование сопровождается горестными речами автора, воспоминаниями о былых заслугах русских князей и их нынешнем печальном состоянии. Половцы торжествуют и продвигаются дальше, грабя и разоряя русские земли. Киевский князь Святослав, узнав о поражении новгород-северских князей, впал в отчаяние. А Игорь в это время оказался в плену. Половцы захотели перебить всех пленных, но один из охранников, Лавр, помог Игорю бежать. Много дней князь добирался до русских земель, преследуемый половцами, но, наконец, достиг родины под всеобщее ликование. Его встречают с радостью и почётом.
Важнейшей частью «Слова» при этом является плач Ярославны – жены Игоря. Эта часть нередко публикуется как самостоятельное произведение. Здесь княгиня переживает за супруга и говорит с природными стихиями, упрекает их и в то же время воодушевляет. Вдохновлённые её речами, стихии помогают Игорю бежать из плена.
↑ Жанр произведения
Поэма о походе Игоря относится к особому жанру «слова». Точнее, это не жанр, так как это заглавие присутствовало или подразумевалось во многих произведениях разной жанровой направвленности: это и историко-поэтические сочинения, и поучительные произведения, и политические памфлеты, и даже шутливое «Слово о хмеле». При этом в «Словах», в отличие, например, от летописей, всегда присутствует некий поэтический или риторический элемент.
«Слово о полку Игореве», впрочем, даже здесь стоит особняком.
Его язык, система речевых оборотов, мифологических образов, упоминание народных примет и обычаев сближает его с фольклорной традицией. А «лирические отступления» явно превалируют над описанием исторического события, в подробности которого автор не вдаётся. Кроме того, одна из главных линий произведения – судьба самого Игоря, описанная в подробностях, присущих героическим эпическим творениям. Здесь и эмоциональные переживания князя, и внутренние мотивы его поступков, и события, имеющие скорее личное, чем историческое значение – злоключения в стане врага, побег, скитания, преследования и долгожданное прибытие в родной город. Всё это роднит «Слово о полку Игореве» с европейскими рыцарскими романами и поэмами.
Описание неудачного похода Игоря для автора произведения явилось поводом порассуждать о падении нравов в его время. Он говорит, что нынешние князья слишком молодые, неопытные и импульсивные, отмечает, что они забыли о прежнем национальном единстве и воюют между собой, в том числе за земли и богатства, которые им не принадлежат. Поражение от половцев – всего лишь закономерный результат такого положения дел. Можно обнаружить даже «альтер-это» автора, которым является киевский князь Святослав. Именно он выражает авторскую точку зрения: он желает мира и покоя для русской земли и осуждает Игоря за его поступки и характер.
↑ Проблематика произведения
Итак, «Слово о полку Игореве» затрагивает следующие проблемы:
- Падение и оскудение нравов – в частности, по причине феодальной раздробленности;
- Защита русской земли, обеспечение которой стало затруднительным вследствие неопытности молодых правителей и полководцев;
- Взаимоотношения русичей с иными народами и племенами.
О последнем следует сказать поподробней. Здесь «Слово о полку Игореве» имеет подчёркнуто европейский характер. Находящиеся в Киеве иностранцы – венецианцы, немца, мораване (чехи), греки – сочувствуют Святославу и переживают за терпящего поражение Игоря. Половцы же, кочевники с востока, предстают как абсолютные враги, дикие и жестокие; от дружбы с ними Святослав настоятельно предостерегает Игоря.
На самом деле это не совсем соответствует действительности: отношения русских князей с половцами были разнообразными, и дружбой с ними не брезговал даже сам Святослав. Впрочем, «враги» ведут себя в «Слове» в рамках дозволенного: в плену Игорь и его выжившие соратники даже имеют право исповедовать свою христианскую веру; а во вражеском стане обязательно находится «изменник», который помогает главному герою сбежать.