Любить свою Родину — значит знать её
» Сочинения » Вишневый сад

Вишневый сад


"Вишневый сад" - одно из самых сложных и глубоких произведений А. П. Чехова. Еще при жизни писателя пьесу называли итогом его творчества, "заключительным аккордом всей серии чеховских драм". Критики отмечали, что в "Вишневом саде" каждое следующее поколение будет открывать что-то новое. Пьеса до сих пор не исчезает из репертуара ведущих российских и зарубежных театров.

 

История создания. Весной 1901 г. Чехов заявил, что начинает работать над новой пьесой для Художественного театра. Это известие было принято в театре с большим энтузиазмом. Но работа писателя продвигалась медленно, "с большими антрактами... с кашлем".

Лишь в середине октября 1903 г. "Вишневый сад" был готов и отправлен в Москву. Станиславский был в восторге от новой пьесы Чехова и сразу же приступил к репетициям спектакля. Премьера состоялась 17 января 1904 г. и была приурочена к 25-летнему юбилею литературной деятельности Чехова.

 

Смысл названия. "Вишневый сад" - символ уходящего прошлого века, который вскоре затрещит под ударами топоров. В связи с этим следует упомянуть известное критическое замечание И. А. Бунина. Он упрекал Чехова в отрыве от реальности: в России не существовало огромных вишневых садов. По крайней мере один такой сад точно был: в имении Мелихово Чехов посадил сотни вишневых деревьев. После того как писатель продал имение, этот сад действительно затрещал под топором нового века.

 

Жанр. Чехов назвал "Вишневый сад" комедией и очень возмущался, что на театральных афишах пьеса значилась драмой. Станиславский впоследствии признавался, что имело место "недопонимание" Чехова.

 

Тема. Центральная тема произведения - постепенное, но неуклонное уничтожение старого мира, представленного в образе дворянской усадьбы.

 

Проблематика. Главная проблема пьесы - отсутствие какого-либо желания к созидающей деятельности у представителей старого века. Раневская и Гаев обречены на забвение и нищету. Они воспитаны в безделье и праздном времяпровождении. Раневская вообще не осознает, что жизнь стала совершенно иной.

Пока имение не продано, она продолжает сорить последними деньгами и надеяться на какое-нибудь чудо. Даже получив в финале некоторую сумму от "ярославской бабушки", Раневская опять уезжает в Париж, прекрасно понимая, что и этих денег надолго не хватит.

Человеком совершенно другого склада является Лопахин. Он представляет собой бездушный новый век. Выходец из простых крестьян уверен, что из всего можно извлечь практическую пользу. Его жизнь представляет собой бешеную погоню за прибылью.

В пьесе нет положительных героев. Раневская и Гаев вызывают жалость, но не сочувствие. Лопахин умеет и знает, как вести дела, но он не вкладывает в них свою душу. Собственное мнение автор высказывает через Трофимова. Его страстные монологи о необходимости трудиться совершенно справедливы, но сам "вечный студент" ничего не делает для улучшения положения.

 

Герои. Любовь Андреевна Раневская, ее дочери Аня и Варя, Леонид Андреевич Гаев, Ермолай Алексеевич Лопахин, Петр Сергеевич Трофимов. 8. Сюжет и композиция Раневская возвращается в свое имение из Парижа. Радость от встречи с родной усадьбой омрачается тем, что за долги имение вскоре выставят на аукцион. Лопахин предлагает вырубить вишневый сад и сдавать землю под дачи. Раневская не может себе этого представить. На аукционе имение покупает сам Лопахин. Раневская вновь уезжает в Париж под стук топоров, вырубающих ее любимый вишневый сад.

 

Чему учит автор. Бездействие и лень помещиков приводит их к разорению, а это больно бьет по всей России. Люди нового типа способны улучшить материальное благосостояние, но их совершенно не интересует духовный мир человека. Чехов призывает читателей к созидательной духовной и физической деятельности. Особую роль в этом деле он отводит русской интеллигенции, которая "к труду пока не способна".





4586 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    В ре­зуль­та­те во­ен­ных ре­форм им­пе­ра­то­ра Алек­сандра II
    A10
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме