Сочинение по поэме Лермонтова Мцыри
План
1.Введение
2.Особенности конфликта в поэме
3.Был ли предопределен трагический финал судьбы героя
4.Тема патриотизма в поэме
«Мцыри» - одна из самых лучших, глубоких и прочувствованных поэм Лермонтова. В ней наиболее ярко отражена сложная идейная борьба эпохи романтизма. Это произведение о свободе, которая никогда не достаётся легко и нередко сопряжена со смертью.
Основной конфликт в поэме «Мцыри» - противостояние судьбы, того положения, в котором герою пришлось оказаться, и стремления к свободе. Поэтому, кстати, Лермонтов и дал такое название поэме – в переводе с грузинского это слово означает «неслужащий, недоучившийся монах»; одним из первоначальных вариантов названия было «Бэри», то есть просто «монах». Новое название куда лучше отражает основную проблему произведения.
Так уж получилось, что Мцыри всю свою жизнь просуществовал в закрытом от внешнего мира монастыре, будучи лишён радостей жизни. И под конец жажда этой самой жизни взяла верх. Сбежав из монастыря, он принялся навёрстывать упущенное – влюбился в девушку, сразился с барсом, ощутил массу новых запахов, вкусов, увидел горы, леса, реки и долины. В финале его настигла смерть, и настигла она его у стен родного монастыря, однако дух Мцыри даже в этот момент оказался не сломлен.
Ключевым моментом, объясняющим суть трагедии героя, является его беседа со старым монахом, который в молодости вёл полнокровную жизнь. Монах привёл его в чувство и принялся исповедовать, однако Мцыри упрекает его. Ведь он не желает умереть рабом, в обители, которая погубила его душу ещё в детском возрасте. Старому монаху легко говорить о покое, безмятежности и тишине, ведь он прожил настоящую жизнь, а вот он, Мцыри, сыт этой тишиной и безмятежностью по горло.
О своём поступке – побеге из монастыря – он не жалеет, считая его не грехом, а подвигом. На свободе он пробыл всего три дня, но они показались ему более полными жизни, чем всё его предшествующее существование.
Мцыри с детства был болезненным и слабым ребёнком, так что недолгая его жизнь была, в сущности, предопределена. Это перекликается с детством самого Лермонтова, который также рос болезненным. Важно отметить, что герой убежал из монастыря «осенней ночью», в момент, когда бежать было нежелательно.
Недостаток сил, жизненного опыта и враждебный характер внешнего мира и привели его к гибели. Видимо, о чём-то таком и подозревал Мцыри. Он решился на побег в неподходящее время, наверное, потому, что боялся, что до более благоприятной поры он мог и не дожить. Тем более что в тот миг он готовился окончательно принять монашеский постриг и, таким образом, полностью оторвать себя от мира.
Герой хотел хоть немного вкусить жизни перед смертью. Важно и то, что Мцыри всегда одинок. Его порыв не получает поддержки со стороны, остальные монахи и прислужники не понимают его мотивов. Лишь старый инок, исповедовавший его перед смертью, находит путь к его душе и, кажется, понимает его. «Один в поле не воин», вот и Мцыри, какой бы сильной волей, отчаянной решимостью и смелостью он ни обладал, не способен вырваться на свободу насовсем.
В поэме Лермонтов поднимает и тему патриотизма, однако трактует её своеобразно. Монастырь стал для Мцыри родиной – здесь его приютили, вскормили, дали образование и определили для него дальнейший жизненный путь; он даже не знает, кем были его родители – их место заняли монахи. Однако он чувствует, что это не настоящая родина. А настоящая его отчизна находится там, далеко, в той стороне, куда он, собственно, и пытался убежать.
Таким образом, понятие отечества для Лермонтова неотделимо от свободы; если же в «отечестве» человек чувствует себя бесправным рабом, значит, это отечество ненастоящее. Найдя родителей и деревню, в которой он появился на свет, герой смог бы понять самого себя, открыть своё истинное предназначение. Здесь же, в монастырских стенах, его личность с самого детства подавляли, заменяя её некими чуждыми установками.