Повесть о настоящем человеке анализ по плану
1. История создания. Замысел "Повести о настоящем человеке" возник у Б. Полевого в 1943 г., после знакомства с летчиком Алексеем Маресьевым. Весной 1942 г. его самолет был сбит под Старой Руссой. Летчик выжил, но получил тяжелые ранения обеих ног.
Восемнадцать дней Маресьев добирался до людей, проявив необыкновенную выносливость, волю и мужество. Спасение было омрачено ампутацией ног. Для молодого человека это могло означать конец жизни. Однако Маресьев не впал в отчаяние. Редкая сила духа позволила ему упорно тренироваться ходьбе на протезах и добиться возвращения в военную авиацию.
История героя поразила писателя. На основе его рассказа он подготовил очерк, который не был в то время опубликован. Полевой вспоминал, что вернуться к замыслу его побудило одно из заседаний Нюрнбергского трибунала, на котором допрашивали Г. Геринга.
Один из главарей Третьего рейха с "недоумением и... невольно вырвавшимся страхом" говорил о загадочном советском характере. Вернувшись с процесса, писатель стал пересматривать свои дневниковые записи о войне и наткнулся на историю Маресьева. Она воплощала в себе то, что до сих пор удивляло и пугало Геринга. Полевой сразу же принялся за работу над повестью. Произведение было опубликовано в 1946 г.
2. Смысл названия. Настоящим человеком в повести является главный герой - Алексей Мересьев. Это почетное "звание" он получает за свой беспримерный подвиг, который можно условно разделить на две неравные части. Выбраться из немецкого тыла к своим Мересьеву помогает естественная для любого человека жажда жизни. Настоящий подвиг он совершает, когда возвращается в строй на протезах.
3. Жанр. Повесть
4. Центральная тема произведения. - подвиг народа в годы Великой Отечественной войны. Живым воплощением этого подвига служит Алексей Мересьев. Но судьба настоящего человека - не исключительный случай. В книге Н. Мейсака "Сколько у нас Маресьевых?" собрано множество реальных историй об искалеченных на войне людях, которые нашли в себе силы продолжать воевать или работать.
Начало повести посвящено исключительно борьбе за выживание главного героя. Но даже под угрозой смерти или обнаружения врагом (т. е. тоже неминуемого расстрела) Алексей думает не только о себе, но и о судьбе всей страны и исходе войны. Он радуется, когда видит, что немцы даже на оккупированной территории боятся свободно передвигаться. Обессиливший летчик не может пройти мимо убитой молодой медсестры, не накрыв ее тело плащ-палаткой. Огромную боль в душе Алексея вызывает вид сожженной немцами деревни.
Когда летчик попадает к жителям деревни, начинает вырисовываться картина всенародного подвига. Крестьяне так и не покорились фашистам, скрывшись в лесах. Их жизнь невероятно тяжела: треть умерла от голода. Однако измученные бабы несут последние остатки еды, чтобы выходить раненого. Участь женщин нисколько не легче солдатской: молодую сноху деда Михайлы Алексей сначала принимает за старуху. Автору было важно показать, какую силу представляет собой сплочение народа перед смертельной угрозой.
Возвращению Алексея рады все в авиационном полку. Они воспринимают это как еще одну победу над врагом. Огромное значение имеет замечание врача Василия Васильевича: "В этой войне все герои". В палате, в которую положили Алексея, лежали действительно необыкновенные люди. В центре внимания оказывается комиссар Семен Воробьев. Медленно умирая, он не сдавался и не позволял этого остальным больным. Только благодаря Комиссару безногий летчик обрел надежду вернуться в небо.
Умер Воробьев "как-то незаметно", успев прослушать приказ наркома обороны. С ним автор и соотнес в первый раз название повести: "Настоящего человека хоронят...". С момента прочтения заметки о Карповиче Мересьев приступил к свершению своего главного подвига. Даже прикованный в койке, испытывая мучительную боль, он занимается гимнастикой и старается отогнать от себя неприятные мысли. Началось тяжелое приближение к "облику настоящего человека".
Привыкнуть к протезам означало заново научиться ходить. Алексей изнурял себя ежедневными тренировками и медленно двигался к намеченной цели. Одни шутили, другие восхищались несгибаемой силой воли этого человека. Упрямый летчик добился своего. Перейдя с костылей на палку, он был направлен в санаторий, где должен был находиться еще двадцать восемь дней. Этот срок стал завершающей стадией "борьбы за то, чтобы стать настоящим человеком".
К мечте Алексея люди относятся по-разному. Емко сформулировал это майор Бурназян: "...или безнадежный идиот, или великий человек". Мересьев даже научился танцевать, но отсутствие ног стало непреодолимым препятствием для возвращения в авиацию. Безногим летчиком восхищались, его уважали, но... "существовала инструкция". Начались "скитания по учреждениям". Алексею удалось преодолеть и это испытание.
Самой трогательной сценой в повести является первый полет безногого летчика. Пораженный лейтенант Наумов не может подобрать слов: "Да ты... ты просто даже не знаешь, какой ты есть человек!..". После неудачного полета на новейшем Ла-5 Мересьев испытывает горькое разочарование. Но подполковник Капустин возвращает ему веру в себя: "... ведь ты единственный в мире человек, без ног управляющий истребителем". Речь идет не о личном подвиге, в котором "нет ничего особенного".
Возвращение Алексея в авиацию имеет огромное моральное значение для всех советских людей. Восемнадцать месяцев неимоверного напряжения сил приводят к осуществлению заветной мечты главного героя: в первом же бою он сбивает два немецких самолета и становится лично для себя настоящим человеком. Смысловым итогом повести можно считать слова командира полка: "Эх, с таким народом войны не проиграешь!".
Большое внимание в произведении уделено теме любви, которая поддерживает и вливает силы в главных героев. Алексею помогают внимание и ласка Ольги, танкисту Гвоздеву - участие Ани. Очень трогательные отношения завязываются между Клавдией Михайловной и Комиссаром. Эти чувства очень чисты и возвышенны, бесконечны далеки от грубой физической близости. Алексей лишь раз поцеловал Олю накануне войны.
Отношения между Аней и Гришей Гвоздевым возникли в результате переписки. Медсестра и Воробьев не сказали друг другу ни слова о любви. "Что же это за любовь, если она боится жертв?", - пишет Оля Алексею. Одна эта фраза объясняет, что служило мощной поддержкой всему советскому народу в годы суровых испытаний.
5. Проблематика. Главная проблема произведения - цена, которую пришлось заплатить советским людям за победу. На протяжении всей повести перед читателем возникают жестокие картины смерти и человеческих страданий: сожженная деревня, гибель сына Василия Васильевича, ночная бомбардировка, во время которой погибает молодая девушка... Горе опалило каждого человека.
Жестоко, но абсолютно справедливо по этому поводу высказался Василий Васильевич: "Ныне, батенька, война такая... Только... мертвые не воюют...". Война действительно была Отечественной. Сейчас трудно понять ту необъяснимую тягу попасть на передовую, которую испытывали даже калеки, женщины и дети. Главным героем повести является не один Алексей Мересьев, а миллионы Настоящих людей.