Колодко Владимир Ефимович (1925-1994 гг.)
Мой прадедушка, Колодко Владимир Ефимович, родился 4 мая 1925 г. в д. Шалутьки Сморгонского р-на Вилейской области (сейчас д. Светоч (с 1969 г.) Сморгонский район Гродненская область).
Он очень рано остался без отца (прадедушке тогда было всего 2 года). Его отец, Колодко Ефим Викентьевич (1886-1927 гг.), был ветераном 1-й мировой войны. На воинской службе он находился с 1915 по 1917 г., есть предположение, что он принимал участие в битве под Барановичами (Брусиловский прорыв).
Мать прадедушки Альхимович Анна Михайловна (1890-1982 гг.). После смерти мужа она вышла замуж во второй раз. Помимо Владимира у неё было ещё двое детей - Надежда от первого брака и Мария от второго.
Практически всю свою жизнь мой прадед прожил в деревне Светоч. До войны семье довелось жить то в бедности, то в достатке. Возможно, это было связано с проведением новой экономической политики (НЭП), коллективизации, а затем индустриализации. Семья моего прадеда не относилась к зажиточной. Поэтому карательные мероприятия названных политических реформ её сильно не затронули.
Мой прадед ушел на войну в 19 лет. Он был призван 10 июня 1944 года. В это время большая часть Беларуси уже была освобождена, поэтому прадед воевал за пределами БССР - в Румынии и Венгрии.
Он служил в 99-й дивизии 197-ого стрелкового полка, был стрелком-пулеметчиком. Прослужил он недолго. В 1944 г. участвовал в сражении за Будапешт. Прадеду и его напарнику, который подавал снаряды, не сообщили, что был дан приказ отступать, и 6 ноября 1944 г. при обороне моста через Дунай возле его пулемётной точки взорвалась мина, которая и решила исход войны для моего прадеда. Осколком было задето бедро с повреждением кости.
Ему чудом удалось выжить. После боя несколько немецких солдат, проходя мимо убитых и раненых, расстреливали полуживых солдат. Прадед в тот момент притворился мёртвым и его не тронули. Когда немцы ушли, прадед, истекая кровью, с трудом дополз до старого сарая, где ему удалось скрыться. Там он нашел кусок сухого хлеба. Именно этот хлеб не дал ему умереть от гололной смерти. Так прадед пролежал сутки, пока красноармейцы его полка случайно не нашли его. Он уже находился в бессознательном состоянии. Услышав родную речь, что есть силы дед пытался криком дать знак, что ещё живой. Чудом крик о помощи был услышан. В срочном порядке прадеда доставили в ближайший госпиталь, но так как ранение оказалось тяжелым и требовалась сложная операция, первую помощь ему оказали в местном госпитале.
Как и многих тяжелобольных, прадеда отправили в тыл. За ним требовался дополнительный уход. Он попал в Махачкалинский госпиталь, где 25 декабря 1944 г. была проведена операция по ампутации левой голени из-за гангрены стопы. Там на лечении находился до 24 июля 1945 года. На основании ст. 65 графы I расписания болезней приказа НКО СССР 1942 года № 336 признан негодным к военной службе с исключением с учета. В результате ранения прадед получил II-ую группу инвалидности. Демобилизован с воинской службы 28 мая 1945 года. Однако полностью снят с воинского учёта лишь в 1956 г. Таким образом победу прадед встретил находясь на лечении в госпитале.
Много боли и страданий, потерь и слез принесла Вторая мировая война советскому народу. Но даже в таких тяжёлых условиях люди отстраивали города и сёла, заводили семьи, радовались жизни уже под мирным небом. Мой прадед был виртуозным гармонистом и ни одной свободной минуты не обходилось без песен и шуток. Замечательный талант за ним унаследовал и его сын, Павел. Уже в возрасте 9 лет он хорошо владел инструментом, и уже в последующем ни один праздник не проходил без его игры на гармони.
29 июня 1946 года мой прадед вступил в брак с Беницевич Ниной Владимировной. Место регистрации: Мицковичский с/с, Сморгонский район, Гродненская область. У них родились пятеро детей: Петр, Марина‚ Павел, Иван и Тамара. Но, к сожаленню, в живых осталось только двое: Марина и Павел. Пётр умер при родах, так как был рождён в холоде на возу. Иван умер, прожив 3 месяца по слабости здоровья. Они с Павлом были близнецами. Тамара умерла от пневмонии в 9 месяцев.
Семью моей прабабушки Нины война также не обошла стороной. Их война застала в д. Укропенка Сморгонского района нынешней Гродненской области. За связь с партизанами было приказано расстрелять мирных жителей, а деревню сжечь. Однако эта учесть деревню миновала и многим жителям удалось спастись. Наконуне деревню оповестили о приближающеся карательной операции.
Моя прабабушка была тогда ещё подростком. Вместе с семьёй ночью они выкопали глубокую яму и поместили в неё бочку с добром, а сверху засадили свеклой. Так им удалось спасти самое ценное. Сама же семья скрылась в лесу и на протяжении почти всей войны жила в землянке. По этому лесу немцы частенько проводили воздушные обстрелы. И в один из таких обстрелов моя прабабушка чудом осталась жива. В соседние землянки бегали осторожно. Но бабушка попала под пули. Несколько пронеслись рядом, едва не задев её. Но к счастью она осталась жива.
Послевоенная жизнь была тяжёлой, не хватало даже посуды. Все справлялись как могли и многие выплавляли тарелки из найденных снарядов. Так делали и в моей семье. Для моего прапрадеда Беницевич Владимира Викентьевича, отца прабабушки Нины, подобное занятие закончилось драматично. Он очень часто с товарищами по селу собирался в одном доме поиграть в карты или разобрать снаряд. Последний такой сбор закончился разрывом снаряда, который унёс 10 человеческих жизней, в том числе и жизнь моего прапрадеда.
С 1959 года прадед Володя работал кузнецом в колхозе, при этом имея вторую группу инвалидности. В этом же году прадед получает землю и дом в деревне Шалутьки (Светоч), куда и переезжает с семьей. Переезд был непростым и долгим, так как с деда требовали уплату практически неподъёмных налогов, не смотря на его инвалидность и участие в Великой Отечественной войне.
Сразу после войны сельское хозяйство было не в состоянии обеспечить страну необходимыми продуктами. Поэтому до 1947 года существовала карточная система продуктового обеспечения населения. На смену карточкам пришли талоны. Мой прадедушка, как участник войны, тоже получал продукты по этим талонам.
Дед всегда был для нас и нашего окружения авторитетом. Мою маму и тётю никто не смел обидеть во дворе словом или действием, так как вся дворовая ребятня знала, боялась и уважала нашего деда.
Незадолго до своей кончины прадед получил третью группу инвалидности, так как заболел сильнейшим воспалением легких. Скончался прадед 13 августа 1994 года.
За свою доблесть и отвагу прадед получил следующие ордена и медали: «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.», «20 лет победы в ВОВ 1941-1945 », «30 лет победы в ВОВ 1941-1945 гг.», «40 лет победы в ВОВ 1941-1945 гг.», «50 лет вооруженных сил СССР», «60 лет вооруженных сил СССР», «70 лет вооруженных сил СССР», «Орден Отечественной войны I степени».