Мои прадедушка и прабабушка - Акмалов Акрам Акраметдинович и Уркия Миннияровна, прошли весь жестокий путь военных и послевоенных лет. Дедушка со слезами на глазах рассказал мне об их жизни.
Родились они и выросли в деревне Старокабаново. Это были тяжелые годы, когда человеческая жизнь не стоила ничего. Голод и холод, бедность... Но детство есть детство. Как и все дети, они играли, ходили на рыбалку, придумывали свои забавы. Но приходилось и работать с ранних лет, помогать родителям.
Прадедушка проучился всего 3 класса, дальше учиться не было возможности. Главное, писать и читать научился – вот и вся грамота.
Чтобы не умереть с голода, они плели лапти и ходили продавать в дальние села и деревни. И в зимнюю стужу, бураны, и весной в лаптях до ледохода, по колено в ледяной воде. Летом работали на полях: сорняки пололи, серпом жали, колосья собирали. Все вручную и на лошадях, никакой техники тогда не было. Работали почти бесплатно. Крестьяне выращивали хлеб, но сами не ели. Ели хлеб из лебеды, летом питались крапивой, диким чесноком.
Когда была возможность немного отдохнуть, веселились: молодежь ставила спектакли, плясали всей деревней. И вот настал 1941-й год. Люди собирались праздновать Сабантуй. И тут объявляют: началась Великая Отечественная Война.
Прадедушка в начале 1942 года ушел на фронт. Сначала обороняли Воронеж. Там прадедушка и получил первое ранение. Когда двигался ползком, автоматная пуля фашиста попала между ребер и осела в груди. Месяц пролежал в больнице в г. Рязань. Эта пуля так на всю жизнь и осталась в груди прадеда.
Через месяц снова фронт. На этот раз их перебросили под Сталинград. Они со всем снаряжением за 10 дней пешком прошли 600 км, шли день и ночь. Прибыли затем в г. Калач. Тяжелый переход был для солдат, за сутки 650 грамм мерзлого хлеба и селедка. Молодые солдаты ели это за один раз, пожилые делили на три части. И летом, и зимой постоянно в окопе. Прадедушка рассказывал, что они, как хомяки зарывались в землю. Иногда, только выкапывали окоп в мерзлой земле, команда: «Сниматься с этого места, идти дальше», а это значит - опять копать. Немец первое время на самолете гнался даже за одним человеком, а у наших и самолетов-то не было. Когда бомбы кончались, немец бросал пустые продырявленные бочки, они падали со страшным визгом. Хотели наверное создать панику, наших напугать.
После Сталинграда отправили на Украину. Было голодное время…
Варили и ели мясо мертвых лошадей. Ещё и попали в окружение. С минометов стреляли и немцы, и наши.
Ещё и закончились продукты. Как самого молодого среди солдат с роты, к нашим за провизией отправили прадеда. Дошел до своих, его накормили, выдали сухой паек для остальных, и опять обратно. Когда добрался, там остались всего десяток солдат живых и невредимых. Сухой паек раздавал раненым. После наступления наших, вышли из окружения и снова вперед. Наступали эшелонами: сначала первый эшелон, за ним второй, и так далее. Люди погибали, на их места вставали другие. Ни шагу назад, только вперед!
1943 год, Украина. Бескрайние, ровные степи, по дороге попадались деревни, хаты.
Шли бои. На воздухе все еще не так много было наших самолетов. Фашисты бомбили позиции советской армии. Рыться в землю было очень страшно, но деваться солдатам было некуда. А вот когда советские катюши появлялись, занимали позицию на их местах, всех оттуда перебрасывали в другое расположение. Катюши делали свое дело и быстро уезжали. А по тому месту, где они стояли, немец начинал стрелять из артиллерии, бомбить.
Раньше зима была очень холодная, а лето - жаркое. Немцы говорили, что их победила русская зима, холод. Но это не так. И советским солдатам было холодно. Просто был приказ: «Ни шагу назад!». Кто не выполнил приказ, расстрел. И люди верили в победу. Никто не хотел умирать, все хотели жить. Но наступать надо. Поднимались, наступали, если даже и было страшно. «За Сталина! За Родину! Ура!».
В конце июня 1943 года стояла жаркая погода. И вот еще наступление. Фашисты начали отступать, но к вечеру советских солдат осталось не так много. Немцы начали стрелять из минометов. Прадедушка немного окопался, земля была каменистая. Недалеко оказались два офицера, которые почему-то не стали окопаться. Поблизости рвались мины, не переставая, вызывая дикий ужас. Одна из мин накрыла офицеров, другая взорвалась и оторвала ногу ниже колена прадедушке. Он старался пересилить боль, разорвал гимнастерку, завязал ногу выше колена, чтобы остановить кровь, перевязал рану. Нога осталась висеть только на коже. Каску одел на ногу и привязал повыше, чтобы оторванная нога не волочилась во время ползка. Пробовал звать на помощь, никого не было. Сколько времени полз прадед не помнил, но пить сильно хотел, уже было темно…
Очнулся он от холода по пояс, оглянулся, лежал у какого-то родника в низкой местности. Попил вдоволь холодной воды, хоть и говорили им, что нельзя пить воду в таком состоянии. Стало светать наконец, набравшись сил, немного опять прополз. Услышал какой-то шум, начал кричать, сколько было сил: «Помогите, товарищи!». А сам боялся, как бы немцы там не оказались. Повезло, это были русские на бричке. Его положили на бричку и поехали. Возчик отвёз прадеда в полевой госпиталь, где было очень много раненых. Там сделали ему операцию- его одновременно ранило и в спину и в другую ногу осколком мины. На отрезанной ноге началась гангрена. На санитарном самолете его отправили в Ереван.
Там отрезали ногу, кость на бедре осталась всего 5см. А гангрена если бы пошла дальше, прадедушка просто не выжил бы. Как он рассказывал дедушке, медперсонал и врачи оказались очень хорошие. Врач- еврейка по национальности,- старалась поддержать его. А он все никак не мог поправиться, организм ослаб, почти год лежал в госпитале. Местные жители окрестных деревень - армяне, добрые люди, приносили продукты, овощи, фрукты. Когда прадед никак не мог поправиться и ничего не мог есть, он попросил врача сварить курицу. Наверное, организму этого не хватало для поправки. И вот, через некоторое время пожилая женщина принесла курицу, ее сварили и мой прадед съел ее целиком. После этого только он стал по-тихоньку выздоравливать. Отношение тогда к раненым было добродушное, человек был человеку другом.
Спустя некоторое время, прадед научился ходить на костылях, но отказался ехать домой. Он писем давно не писал, не знал, жива ли его мама, живы ли двое братишек. Как он будет жить? Какой обузой будет для своей семьи? - его мучали эти вопросы. Даже просил устроить его в Ереване на работу, хоть сапожником. По всякому уговаривали его, говорили, приедешь домой, все уладится, женишься и работа найдется. Одели, дали еды, повесили рюкзак на спину и посадили на поезд. Доехал так прадед до Камбарки, по дороге добрые люди помогали.
Оттуда через Николо-Березовку попутно, то на лошадях, то пешком… и он, наконец, дома. Мама и его братья оказались живы. Но в деревне жизнь тяжелая, тоже голод и нищета. По мере сил работал прадедушка и в колхозе, был и сторожем и в амбаре работал. Научился кое-какому ремеслу, чтобы не умереть с голоду и жить по-человечески.
Наконец-то кончилась война. Многие парни из деревни погибли, многие пришли инвалидами, калеками, редко кто вернулся без ран.
Вскоре прадедушка женился на прабабушке, и вместе они вырастили и воспитали пятерых детей!
Прабабушка работала дояркой на ферме во время войны. Каждую зиму лес готовили для фронта, весной в поле- плугарь, летом и осенью уборка сена и урожая. Все для фронта! Все для победы! И ПОБЕДИЛИ! Благодаря им - нашим смелым и сильных духом прабабушкам и прадедушкам - мы сейчас живём в этом прекрасном мире!
Спасибо им за победу! Спасибо за жизнь! Вечная память Ветеранам ВОВ и погибшим на полях боя!
Выполнил: Сагадиев Равиль Ренатович,
4 А класс, МАОУ СОШ №2 г.Агидель,
10 лет (помог дед Р.А.Акмалов)
Руководитель: Г.Х.Гумерова,
гл библиотекарь Новокабановской
сельской библиотеки
Новокабаново, 2020