История гимназии №18 – это история сразу трех образовательных учреждений: школы №18, на базе которой и была создана гимназия, школы №19, которая была в 2008 г. присоединена к гимназии и, непосредственно, самой гимназии, годом основания которой считается 2001 г.
Первые страницы этой истории были открыты более 80-ти лет назад. 14 октября 1931 г. учащиеся фабрично-заводской семилетней (ФЗС) школы №18 приступили к занятиям в здании, расположенном по улице МОПРа, 27. Сейчас эта улица – проспект Мира.
В 1933 г. фабрично-заводская семилетняя школа №18 была реорганизована в фабрично-заводскую десятилетнюю школу. В 1936 г. началось строительство здания школы №18 по улице Газетной, которое открыло свои двери 1 сентября 1940 г.
В январе 2001 года средняя школа №18 была преобразована в гимназию №18 С 2002 гимназия становится экспериментальной площадкой программы «Урал. Человек. Истоки». С 1 сентября 2004 года гимназию возглавила Людмила Александровна Щербачева.
Гимназия кардинально меняет свой облик: каждый кабинет теперь имеет свое лицо, похорошели коридоры, вестибюль, столовая. Было приобретено большое количество оргтехники. Уже летом 2005 года гимназия №18 заняла I место в городском смотре-конкурсе образовательных учреждений.
В 2008 году произошло слияние двух образовательных учреждений: МОУ гимназии №18 и МОУ СОШ №19.
Гимназия № 18 сегодня – это открытое учебное заведение, которое является сосредоточием научно-педагогического потенциала и банка психолого-педагогических идей и, как следствие, проводит интенсивную исследовательскую и экспериментальную работу, являясь ресурсным центром многих учреждений науки и образования.
Это учебное заведение с уникальной системой качественного дополнительного образования, являющееся культурным центром, располагающим всеми условиями для проведения семейного досуга, для занятий спортом и творчеством, для самоподготовки, самореализации и саморазвития учащихся. Гимназия №18 является единственным образовательным учреждением в городе Нижний Тагил, которое трижды удостаивалось грантов в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.