Анализ стихотворения "Приход весны" Жуковского по плану
1. История создания. В. А. Жуковский был поэтом-сентименталистом. Одновременно он считается основателем русского романтизма в поэзии. Жуковский в своем творчестве часто обращался к пейзажной лирике. Одним из ярких примеров стало миниатюрное стихотворение "Приход весны" (1831 г.). Произведение является вольным переводом стихотворения немецкого поэта Л. Уланда. При жизни Жуковского стихотворение не публиковалось. Оно было впервые издано лишь спустя сорок лет в журнале "Русский архив".
2. Жанр произведения - пейзажная лирика.
3. Основная тема стихотворения - весеннее пробуждение природы. Автор перечисляет наиболее значимые детали, свидетельствующие о наступлении весны: "зелень нивы", "жаворонка трепет", "сверканье вод". Этих несомненных признаков возрождения природы к новой жизни достаточно. К ним уже нечего прибавить. Все они служат для прославления долгожданного времени года, которое Жуковский восторженно называет "жизнью души".
Глубокий смысл лежит в сравнении "прихода весны" с "жизнью души". Тем самым автор проводит аналогию между человеком и природой. Люди часто забывает о том, что полностью зависят от окружающего животного и растительного мира. Смена времен года также оказывает огромное влияние на человека. "Царь природы" самонадеянно заявляет, что обладает неограниченной властью над окружающим миром, но его душа никогда не утрачивает связь с родной землей. Циклически возрождающаяся каждую весну природа напоминает человеку о бессмертии его души.
4. Композиция. Миниатюра состоит всего лишь из шести строк. Три первых представляют собой описание радостных изменений в природе. В заключительных строках автор задает риторические вопросы, которые подтверждают достаточность сделанного краткого описания пейзажа.
5. Размер произведения - четырехстопный хорей с чередующейся рифмовкой.
6. Выразительные средства. Центральным средством художественной выразительности выступает метафора "жизнь души". Жуковский делает главный упор на лексическом построении стихотворения. В первых трех строках нет ни одного глагола. Тем не менее действие очень динамично за счет умелого сочетания существительных ("рощи лепет", "жаворонка трепет"). Такой прием впоследствии мастерски использовал А. А. Фет. В финальных строках появляются два глагола ("прибавить", "прославить") в вопросительной интонации.
7. Центральная идея стихотворения заключается в восхищении автора перед красотой родной природы. Человек никогда не сможет добиться такого же совершенства. В природе нет ничего лишнего. При этом каждая, даже самая незначительная деталь, подчеркивает великолепие пейзажа. Вероятно, Жуковский намеренно придал стихотворению миниатюрный вид.
Для того чтобы оценить красоту весеннего пейзажа не нужны пространные развернутые описания. По наиболее ярким признакам любой человек сразу же представит себе общую картину, сможет почувствовать уже испытанные ощущения. Весна - самый лучший период для наблюдения за природой. После долгой зимней спячки пробивающаяся зеленая трава, пение птиц, весенние теплые ливни благоприятным образом воздействуют на человека. В это время года люди способны почувствовать свою неразрывную связь с окружающим миром. Природа очищает душу человека, придает ему сил и позволяет надеяться на счастливое будущее.