Анализ стихотворения Посмотри какая мгла Полонский по плану
1. История создания. Произведение "Посмотри - какая мгла" вошло в дебютный сборник стихотворений Я. П. Полонского "Гаммы", изданный в 1844 г. Поэт еще только заканчивал учебу в университете.
Издать собственные стихи его уговорил приятель. Денег на издание у Полонского не было, поэтому пришлось собирать средства по подписке.
На появление сборника молодого поэта появились положительные отзывы известных литературных критиков. В частности, в "Отечественных записках" была опубликована сочувственная рецензия П. Н. Кудрявцева, а Белинский отметил в "Гаммах" "чистый элемент поэзии".
2. Жанр произведения. Пейзажная лирика
3. Основная идея произведения. Автор приходит в восхищение от прекрасного ночного пейзажа. Он обращается к читателю или неизвестному собеседнику с просьбой оценить красоту природы в это время суток. Спустившаяся на землю мгла придает всему пейзажу характер таинственности и загадочности.
В отличие от яркого солнечного дня, когда великолепие природы представлено, как на ладони, ночью наблюдателю необходимо присмотреться, чтобы по достоинству оценить открывающийся вид. Мгла уже не представляет собой непроницаемую завесу.
Автор сравнивает ее с "прозрачной дымкой", сквозь которую пробивается тусклый блеск озера. Наблюдателю приходится восстанавливать общую картину по отдельным деталям. Это предельно обостряет его внимание, заставляет отмечать каждую мелочь. При таком обостренном восприятии совершенно иначе выглядит невзрачный "бледный месяц".
"В тесном сонме сизых туч" он является единственным источником света, напоминающем о солнце. "Фосфорический луч", исходящий от месяца, то появляется, то вновь пропадает среди облаков. Каждое его появление открывает в пейзаже какую-то новую завораживающую особенность.
4. Композиция. Композиция стихотворения последовательная. По смыслу оно делится на две равные части. В первой автор дает общее описание ночного пейзажа (долины, ракиты, озеро); вторая целиком посвящена месяцу.
5. Размер. Размер произведения - четырехстопный хорей. Рифмовка смешанная (парная и кольцевая).
6. Выразительные средства. Главным средством художественной выразительности в стихотворении является олицетворение: "мгла... легла", "месяц... ходит, наводит". Эпитеты создают атмосферу умиротворенности: "прозрачной", "сонном", "бледный". Единственное сравнение ("месяц невидимкой") придает произведению мистический характер. Стихотворение начинается с восклицания лирического героя. Оно задает тон всему описанию пейзажа.
7. Главная мысль произведения. Полонскому принадлежит большое количество стихотворений, посвященных ночному пейзажу. В это время природа и человек погружаются в сон. Немногие выбирают ночь для наблюдения за красотой окружающего мира. Поэт, напротив, уверен, что именно ночью природа предстает в абсолютно ином, неожиданном виде. Тусклый и бледный свет подчеркивает очарование пейзажа.
Царство сна и тишины не нарушается никакими посторонними звуками. Ничто не мешает безмятежно наслаждаться волшебным преображением природы. Полонский в целом очень трепетно относился к природе. В одной из критических статей отмечалось, что она представляется ему "в виде какого-то милого и безликого существа". Поэт считал, что простое созерцание природы может доставить человеку невероятное удовольствие.