Анализ стихотворения Мандельштама Ленинград кратко
История создания стихотворения
История создания стихотворения «Ленинград» связана со временем возвращения поэта в свой любимый город, где он провел счастливые детские и юношеские годы. Мандельштам объездил многие места, но всегда стремился вернуться в самый дорогой для него город.
Поэт смог осуществить свою мечту в конце 1920-х гг. Петербург, ставший Ленинградом, поразил его своими изменениями, связанными с новым коммунистическим строем. В душе поэта накапливаются ощущения, которые он выразил в стихотворении, вернувшись из очередного длительного отъезда в 1930 г.
Время создания произведения было для поэта очень трудным. Он никак не вписывался в новый социалистический строй. Страна погружалась в пучину всеобщей подозрительности и страха. Близкие и знакомые Мандельштама, разделяющие его взгляды, постепенно вытеснялись из общественной жизни. Сам поэт чувствовал, как вокруг него сжимается кольцо преследования. Самый близкий для автора город становится для него чужим, населенным жестокими и непонятными людьми.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворение, представляющее собой монолог главного героя, обращающегося к своему любимому городу.
Основная тема и идея
Основная идея и тема стихотворения заключаются в том, что для лирического героя его «знакомый до слез» город стал совершенно другим. Не случайно эмоциональное обращение поэта к городу - «Петербург!». Оно представляется криком измученной души в невыносимой для нее обстановке. Мандельштам как бы еще цепляется за памятное для него прошлое в попытке уйти от жестокого настоящего.
Композиция
Композиция стихотворения строится на противопоставлении прошлого (Петербурга) и настоящего (Ленинграда). В этом противопоставлении заключается главный контраст произведения: неприятие поэтом нового мира и воспоминания о старом.
Размер
Стихотворение написано в виде четырехстопного анапеста.
Выразительные средства
Выразительные средства подчеркивают страх и насилие, окутывающие город. Применяются эпитеты «черный», «зловещий». Метафоры, применяемые автором, также несут в себе ощущение смерти и безысходности. «Рыбий жир фонарей» и «желток» в сочетание со «зловещим дегтем» создают сочетание желтого и черного цветов, что является символом мрачного и неизбежного. В конце стихотворения метафоры приобретают еще более жестокий характер. «Вырванный с мясом», «кандалы цепочек дверных» связываются с приходом «дорогих гостей», под которыми подразумеваются сотрудники НКВД.
Главная мысль
Главная мысль стихотворения заключается в надвигающейся на город и на лирического героя катастрофе. Прежний Петербург – уже покойник вместе с населяющими его «голосами мертвецов». Новый Ленинград чувствует чужеродность и инакомыслие Мандельштама. Расправа над неугодным поэтом близка, поэтому он находится в ожидании «дорогих гостей», которые могут явиться в любое время. Произведение в целом выражает боль и отчаяние поэта в предчувствии трагической развязки.