Анализ стихотворения Тройка Некрасова
План
1. История создания
2.Жанр стихотворения
3.Основная тема
4.Композиция
5.Размер
6.Выразительные средства
7.Главная мысль
1.История создания. Стихотворение «Тройка» было написано Некрасовым в 1846 г. В творчестве поэта большое место занимает описание участи крестьянских женщин, находящихся в крепостной зависимости, подобной рабству. До отмены крепостного права оставалось еще 15 лет. Все чаще образованная часть общества выступала против этого постыдного пережитка. Одним из таких призывов и является «Тройка».
2. Жанр стихотворения – гражданская лирика, характерная для всего творчества Некрасова.
3. Основная тема стихотворения – тяжелая судьба русской крестьянки. Она показана с помощью центрального образа – тройки. Молодая красивая женщина, еще не успевшая огрубеть от непосильной физической работы, преисполнена радужных мечтаний. Она сознает свою красоту и, наблюдая за проносящейся мимо тройкой с красавцем-корнетом, чувствует неясную тревогу и надежду. Стремление вырваться из удушающего здоровый организм мира русской деревни было характерно для крестьянских девушек. Действительно, очень редко дворяне брали в жены простолюдинок, но это было исключением из правил. Реалист Некрасов, описав мечты крестьянки, резко переходит к действительному положению вещей. Девушке нечего верить в сказочного принца. Ее судьба уже предрешена: нелюбимого мужа выберут родители. Мужчина, также изнемогающий от помещичьего гнета, будет пить и срывать зло не жене. Женщина попадет в замкнутый круг непосильного труда и постоянной заботой о пропитании многочисленных детей. Работа быстро сломает ее физически и уничтожит все следы былой красоты. Жестокая реальность, ожидающая крестьянку, - «сырая могила» в конце короткой, сопряженной с мучениями, жизни. Итог Некрасова – не стоит питать бесплодные надежды и зря тосковать, лучше готовиться ко всей тяжести предстоящего пути.
4. Композиция. Стихотворение можно разделить на четыре части. В первой поэт показывает появление тройки и возникшие девичьи мечты. Вторая часть – развернутое описание красоты девушки, что должно быть основанием счастливой судьбы. В третьей возникает картина настоящей, а не иллюзорной жизни. Последняя часть – призыв к девушке оставить свои бесполезные надежды.
5. Размер произведения – трехстопный анапест с перекрестной рифмой, создающий ощущение напевности. Это позволило впоследствии положить слова на музыку.
6. Выразительные средства. Главный прием поэта в произведении – противопоставление красоты девушки и ее мечтаний реальной суровой жизни. Для этого используются эпитеты: «алая», «смуглой», «лукавый», вступающий в контраст с «уродливо», «черной», «непробудной». Некрасов применяет выразительные метафоры: «забило сердечко тревогу», «ничем не согретую грудь». Для повышения эмоциональности используется усилительная частица «и» в начале строк («и в лице…», «и схоронят…», «и тоскливую…»).
7. Главная мысль стихотворения – несбыточность надежд крестьянских девушек. Поэт признает, что их мечты – единственный светлый луч в жизни. Но отдаваться им полностью не следует, так как последующая жизнь покажется еще более ужасной и беспощадной.