На территории Летнего сада, который был летней резиденцией государя в 1710-е годы по проекту Д.Трезини, ведущего архитектора того времени, был построен Летний дворец императора Петра I .
Летний сад старше Санкт-Петербурга на девять месяцев. Было несколько причин, обусловивших выбор данного места для устройства резиденции. Первая из них: участок этот был давно обжит среди лесов и болот. Еще в шестидесятые годы XVII века, при шведах на этом месте была расположена мыза с садом, которая принадлежала шведскому майору Конау. Второй причиной является само месторасположение: от шума стройки Петропавловской крепости далеко, ведь Петр, несмотря на свою богатырскую силу и высокий рост просыпался от каждого шороха, страдал расстройством нервов.
В 1710 году до осени на территории Летнего сада был разобран дом небольшой, деревянный, который оставался от прежней усадьбы Конау, и началось возведение летнего дворца для российского императора. В скромном облике дворца воплощены черты, характерные для стиля Петровского барокко, так называемой архитектуры петровского времени. В плане прямоугольное здание в два этажа завершено было четырехскатной высокой крышей. Довольно просто оформлены дворцовые фасады: прямоугольные окна прорезают стены. Окна имеют наличники – в их верхней части находятся «уши» - выступы, - такая форма оконных наличников характерна для барокко раннего периода. Расстекловка окон мелкая, что также присуще архитектурному стилю начала XVIII века. А на всех четырех фасадах между этажами размещаются в прямоугольных рамах 29 терракотовых рельефов. Эти рельефы выполнены в 1714 году, на них изображены связанные с морской темой сцены из античной мифологии. Вероятно, рельефы в форме аллегории рассказывают о событиях Северной войны. А.Шлютер – известный немецкий мастер принимал активное участие в создании этих рельефов.
Очевидно, автором декоративного рельефа, украшающего вход во дворец, был именно он.
Богиня мудрости Минерва тут изображена на фоне знамен победы, в окружении военных трофеев.
Нереиды, морские кони-гиппокампы с рыбьими чешуйчатыми хвостами, нереиды, тритоны – все эти морские персонажи так же представлены на фасадах. А еще: дельфины, символизирующие спокойное море, древние боги и герои. По углам крыши – водостоки, выполненные в виде крылатых драконов.
Увенчан был дворец флюгером – фигуркой Георгия Победоносца, покровителя русского православного воинства.
В начале XVIII века Летний дворец стоял у самой воды Невы, так как ее берег еще не был подсыпан. «Гаванец» для подхода лодок – совсем небольшой канал вел от Фонтанки к ступеням главного входа. Дворец, окрашенный в светло-желтый цвет, казалось, вырастал из воды.
Этот дворец – очень уютный, предназначенный для семейной жизни, а не для официальных приемов, царь любил особенно. На каждом из этажей располагаются по шесть комнат. В первом этаже – покои императора, а во втором – императрицы.
После смерти Петра I здание, можно сказать, не было использовано, только периодические ремонты поддерживали его состояние. Его интерьеры сохранились в первоначальном своем виде: в резных рамах зеркала, на печах – голландские изразцы, мебель – из Европы, панели – дубовые, множество предметов быта начала века – все сохраняет атмосферу эпохи Петра Великого.
Токарная комната сохранилась среди иных помещений. Она заполнена токарными станками, компасами, слесарными инструментами, разными приборами. В этой комнате Петр сам нередко мастерил разные предметы: модель корабля, стул, например. А.К.Нартов – изобретатель и конструктор ведал этим хозяйством, царя, равно, как этот же человек ведал токарными и в других дворцах императора.
Летний сад был закрыт на реконструкцию в июне 2009 года.
Летний дворец Петра I
Статьи по теме
Петровское барокко в архитектуре
Петровское барокко в архитектуре Санкт-Петербурга и Москвы. В переводе с итальянского барокко обозначает причудливый, странность и стремление к изяществу) – архитектурное направление, которое появился в Италии еще в XVI - XVII веках.
Русская архитектура XVII века
В русской архитектуре 17 века, как и в других сферах культурной жизни России того времени, начинают доминировать светские мотивы. Архитектура 17 века начала отходить от средневековой простоты и строгости. Русская архитектура 17 века
Соломонов Михаил Алексеевич
Родился 20.11. в 1910 году в г.Павловском Посаде. В 1941 году 1 августа был призван РККА. Воевал под Сталинградом. 25 августа 1942 года красноармеец РККА 269 с/п войсковой части рядовой Соломонов Михаил комиссован до окончания войны, что
Елизаветинское барокко
Елизаветинское барокко – стиль в искусстве и в первую очередь в архитектуре, расцвет которого пришёлся на двадцатилетие правления Елизаветы Петровны (1741 – 1761). Поскольку его крупнейшим представителем был Ф. Б. Растрелли, этот тип
Русская архитектура 18 века
Русская архитектура 18 века связанна преимущественно с тремя архитектурными направлениями. Это прежде всего барокко, рококо и классицизм. Барокко – направление в искусстве, основными чертами которого является пышность, контрастность, а так
Екатерининский дворец
Екатерининский дворец - один из самых изящных образцов позднего барокко. Его 300-летняя история богата яркими событиями и пестрит взлетами и падениями. Сооружение до сих пор проходит этапы реконструкции, к которым пришлось прибегнуть еще после