Елизаветинское барокко – стиль в искусстве и в первую очередь в архитектуре, расцвет которого пришёлся на двадцатилетие правления Елизаветы Петровны (1741 – 1761).
Поскольку его крупнейшим представителем был Ф. Б. Растрелли, этот тип барокко принято ещё называть «растреллиевским».
↑ Елизаветинское барокко и его характерные черты
Словом «барокко» принято называть обширный период в русском искусстве, начиная со второй половины XVII века. Он делится на несколько периодов.
Ранний этап – «нарышкинское барокко» (оно же «московское», «украинское») получил наименование барочного только в соответствии с европейской хронологией искусства: на самом деле это был русский аналог эпохи Возрождения, и архитектурный стиль принимал довольно своеобразные черты.
Второй этап, «петровский», в большей степени походил на европейское барокко и знаменовался полным отказом от классических русских архитектурных форм в пользу западных заимствований.
Последний этап – елизаветинское барокко – отличался некоторым возвратом к традиционным русским элементам архитектуры. Вот характерные черты этого стиля:
- Храмы вновь приобретают свой классический облик – крестово-купольные постройки, нередко пятиглавые.
- Вместе с тем – величественность, монументальность и некий «героизм», которым архитекторы (и их царственные заказчики) хотели подчеркнуть величие Российской империи.
- Елизаветинское барокко было практически исключительно столичным стилем: известны лишь несколько построек, возведённых за пределами Москвы и Петербурга.
↑ Елизаветинское барокко в живописи
В первую очередь елизаветинское барокко – это архитектурный стиль. Все остальные виды искусства (портрет, интерьер и т. д.) призваны были вписываться в общий облик постройки и дополнять его. В живописи это направление представлено главным образом портретами. Царственных особ и их фаворитов принято было писать во всём величии, для чего использовались все приёмы барокко: яркая цветовая гамма, праздничность и парадность композиции, обилие украшений, цветов, венков.
Герои портретов величаво выступали в пышных одеждах; художники демонстрировали повышенное внимание к деталям. Наиболее яркий образец живописи того периода – парадный портрет, собственно, самой Елизаветы Петровны. Его выполнил австрийский художник Георг Каспар Иосиф фон Преннер, которого специально пригласил для этой цели граф М. И. Воронцов.
На картине императрица со скипетром и державой выступает в окружении пышного цветочного венка, красотой и величественностью отличается и её одежда. Даже в наше время этот портрет, находящийся в Третьяковской галерее, затмевает собой все окружающие картины.
↑ Елизаветинское барокко – интерьер
Той же цели соответствовал и интерьер елизаветинских построек. Например, внутренности Летнего дворца (к сожалению, не дожившего до наших дней) представляли собой обширную систему залов, комнат, галерей, богато украшенных парадных лестниц. Особую пышность дворцу придавали выразительные объёмы, а также разнообразные вазы, статуи; центром композиции был Тронный зал – наиболее роскошно украшенное помещение дворца.
↑ Ф. Б. Растрелли
Франческо Бартоломео Растрелли (1700 – 1771) – наиболее выдающийся представитель елизаветинского барокко. В Россию этот архитектор прибыл в 1715 году вместе с отцом – известным итальянским скульптором; с молодых лет Растрелли-младший привлекался к строительству дворцов и особняков сподвижников Петра – Дмитрия Кантемира, А. Д. Меньшикова.
Аничков дворец фото
Первоначально Растрелли держался линии строгого петровского барокко, но затем, совершив поездку в Москву, познакомился с традиционным русским зодчеством. Это и наложило отпечаток на его зрелое творчество – и на весь елизаветинский стиль в целом. Для императрицы Растрелли возвёл тот самый Летний дворец, о котором говорилось выше.
Другая известная постройка архитектора – Аничков дворец, принадлежавший фавориту Елизаветы А. Г. Разумовскому. Будучи при этой императрице главным архитектором страны, Растрелли выполнял заказы частных лиц, в том числе на возведение имений, находящихся вдали от столицы; при этом чаще всего он ограничивался разработкой общего плана здания, а остальную работу выполняли другие архитекторы.
↑ Интересные факты
Елизаветинское барокко знало и примеры «долгостроя». По крайней мере один: таковым был Смольный собор, который строился в течение почти целого столетия – с 1748 по 1835 год. Почему этот роскошный собор строился так долго? Всё объясняется тем, что в шестидесятые годы восемнадцатого века барокко вышло из моды, и главный архитектор империи Ф. Б. Растрелли новой царицей, Екатериной II, был отправлен в отставку. Растрелли начал строить собор, находясь в самом расцвете своих творческих сил, а продолжали работу уже другие архитекторы, для которых художественная ценность творения была важнее, чем веяния моды.