Князь-Владимирский собор Санкт-Петербурга наиболее любим горожанами. Обратиться к Богу люди шли сюда с самого основания города. В этом болотистом месте в 1708 году была построена маленькая деревянная церковь, которую освятили именем святителя Николая. Через несколько лет на месте церквушки построили мазанковый храм, освященный уже в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1719 году. Этот храм был самым большим в городе на то время и получил статус сборного храма Санкт-Петербурга.
Прошло около десяти лет, и храм обветшал. В 1740 году императрица Анна Иоановна распорядилась о строительстве нового храма. Но на этот раз работы по возведению храма затянулись. Этому было много причин, не зависящих от архитекторов. Сначала смерть императрицы и отсутствие финансирования вынудили прекратить работы.
Затем уже почти законченный храм сгорел во время городского пожара. В 1789 году, новый храм был наконец освящен, но теперь уже в честь равноапостольного князя Владимира. 800-летие крещения Руси праздновалось в эти дни и новый храм был посвящен этому событию. О том, что ранее здесь были церкви с другими названиями, напоминают два соборный предела: Успенский и Никольский.
Этот храм был особенно почитаем кавалерами ордена святого Владимира, который был учрежден Екатериной II, а по приказу Николая I перед входом в храм был помещен знак ордена.
Храм не прекращал своей работы ни один день. Даже в годы Великой Отечественной войны, во время блокады, двери собора были открыты для всех страждущих. Несмотря на негативное отношение к религии в советское время, этот храм поддерживался государством. Сразу после войны, в 1946 году зазвонили колокола на 57-метровой колокольне собора. Большой колокол отливали в соседней Финляндии.
В настоящее время этот собор по-прежнему остается действующим, но одновременно является одним из красивейших памятников храмовой архитектуры XVIII века. Наружное убранство храма отличается сдержанной изысканностью. Пять луковичных куполов и арочные окна отдают дань вычурности барокко.
Такой же простотой и строгостью отличается внутреннее убранство собора. Здесь нет росписей или фресок, характерных для других русских храмов. Только лики четырех Евангелистов украшают стены собора, несколько копий картин и пилястры дорического ордена.
Долгое время, около 60-и лет, в храме хранилась Казанская икона Божьей Матери. В 2001 году она вернулась на свое историческое место, в кафедральный собор Казани. На ее месте теперь находится копия иконы. Вторая храмовая икона изображение князя Владимира.
Особую культурную ценность представляет иконостас. Художественная резьба по дереву, которая его украшает, является произведением искусства.