Наше сознание постоянно чем-то затуманено: если не алкоголем, то идеями; если не идеями, то мифами.
Вот и очертился круг: мифы о непобедимом врождённом алкоголизме русских - типа "веселие Руси есть пити". Сразу отметём обвинение, что пьянство - чисто "русская" болезнь. Наш народ в массе своей был трезвым народом, а если и расслаблялся от стрессов тяжёлой жизни, то слабоалкогольными квасами и медовухой, которые за столом ещё и разводились водой. Крепкие спиртные напитки хлынули, как Нева в половодье, когда "прорубили окно" в Европу - именно с тех пор народ планомерно спаивали все, кто желал и казну, и собственный карман наполнить. Средство, к сожалению, безотказное: им покоряли индейцев, чукчей - и наш народ тоже не избежал этой участи.
И всё же статистические выкладки говорят о том, что даже к началу ХХ века в огромной России пили немногим больше, чем в маленькой Норвегии. Россия была на предпоследнем месте в Европе по показателям употребления алкоголя, т.е. люди в среднем пили немного. И только за 60 лет советской власти потребление алкоголя резко возросло, превысив в разы его потребление в царской России на начало ХХ в. Также статистика подтверждает тот факт, что даже во время горбачёвской антиалкогольной кампании народ пил всё равно больше, чем в дореволюционной России.
Однако кому-то же в мировом сообществе очень хочется продолжать муссировать тему об алкоголизации целого народа чуть ли не на генетическом уровне. И в качестве доказательства этого "постулата" приводятся "свидетельства очевидцев" о наличии алкоголизма на самом верху - в царской семье: якобы сам царь Александр III сильно пил. Клевета на царя полностью опровергнута доктором исторических наук А.Н.Болоховым, скрупулёзно изучившим как биографию Александра III, так и жизненные истории всех, имевших хоть какое-то отношение к царскому двору. Подлость клеветы усугубляется тем, что именно в период царствования Александра III правительство России вело широкомасштабную работу по ограничению потребления населением страны алкогольных напитков. Кампания была тщательно продумана: учитывались даже такие нюансы, как торговля водкой без закуски и продажа её только в стенах кабака - это положение было также изменено. Когда водкой торговали в кабаках, где не продавались никакие съестные продукты, то люди напивались больше и пьянели быстрее. Правительство заменило кабак корчмой и трактиром: там можно было не только выпить, но и основательно поесть. Прогрессом была и розничная торговля бутилированной водкой: вместо ведра водки люди теперь покупали водку бутылками. Россия не имела стекольной промышленности, и правительство ускоренными темпами наладило его, чтобы появилась возможность продажи водки в бутылках.
Но ощутимые результаты нововведений могли появиться лишь после государственной монополизации производства водки - правительство это понимало. Поэтому период с 1894 г. по 1902 г. был реформистским периодом, за который произошли существенные изменения в жизни страны.
Проводимая в те годы реформа - проявление настоящей, истинной заботы о физическом и нравственном здоровье народа: государство не получало экономической выгоды, проводя преобразования в питейном деле. Один из авторов реформы - Сергей Юльевич Витте (министр финансов) - говорил, что основная цель деятельности правительства в этом направлении - "возвышение народного благосостояния". Для скорейшего решения поставленной задачи правительство стремилось изъять из частных рук производство водки; превратить частное (тайное) водочное производство в занятие крайне нерентабельное, поэтому в числе всех мероприятий было и установление на водку единой цены. Правительственные усилия также направлялись на внедрение в винокуренную отрасль новейших технологий того времени, чтобы качество водки и алкогольных изделий стало очень высоким (вспомним кстати, наш Менделеев изобрёл самую лучшую в мире водку).
Делалось всё возможное, чтобы народ учился культуре потребления спиртных напитков. Частью этой грандиозной программы были учреждённые в стране общественные организации-попечительства на частичном государственном финансировании, целью которых стала забота о народной трезвости. Все российские губернии были охвачены активной деятельностью комитетов попечительств о народном отрезвлении:
проводились различные мероприятия по содействию в уменьшении пьянства;
осуществлялся строгий надзор за алкогольной торговлей;
проводилось лечение больных алкоголизмом;
распространялись в народе понятия о культурном времяпрепровождении.
Многие частные лица помогали этому движению своими пожертвованиями; многие участвовали в проводимой работе безвозмездно (говоря современным языком, были волонтёрами). Представители самых разных общественных слоёв входили в состав комитетов попечительств, но особо заметную роль играло участие священнослужителей православной церкви. История российских обществ трезвости всегда будет помнить имена священника Александра Васильевича Рождественского - "апостола трезвости", по выражению его современников; иеромонаха Павла Горшкова, создавшего школу трезвости для детей, чьи родители - алкоголики, и многих других.
Проведение правительственной реформы сказалось и на культурном развитии страны: чтобы народ массово не спивался, требовалось эту массу занять чем-то более интересным, чем пьянка. Поэтому по всей стране организовывались сообщества, объединяющие людей либо хоровым пением (народные хоры), либо актёрской игрой (любительские труппы), либо обучением грамоте (народные школы для взрослых), либо чтением и обсуждением книг (народные библиотеки) и т.д. Альтернативой питейным заведениям стало устройство чайных, чайных-читален, столовых, где люди могли за накрытым столом общаться в культурной обстановке. Непременными условиями деятельности таких своеобразных клубов по интересам были обязательная чистота в светлом просторном помещении; возможность культурного развлечения: книги, брошюры, настольные игры (шашки и пр.), альбомы красочных иллюстраций - т.е. досуг людей проводился в культурно-просветительном русле. В дальнейшем чайные и народные читальни трансформировались в народные дома: вся Россия знала Санкт-Петербургский, Нижненовгородский, Харьковский народные дома - досуговые и образовательные центры для простонародья. К 1917 г. практически вся страна была покрыта сетью народных домов - некоторые из них даже и после революции использовались по своему основному назначению.
За 8 лет реформенных преобразований, были достигнуты значительные результаты:
- подрастало поколение детей не просто образованных, но воспитанных в духе трезвости телесной и умственной;
- общества трезвости объединяли многих, покончивших с этой пагубной привычкой: крестьян, мастеровых, рабочих;
- прекратилась продажа водки во время общественных крупных мероприятий: престольных праздников, сельских сходов и пр.;
- существенно сократилось количество пьяных драк и полученных в них увечий;
- сократились невыходы на работу и несчастные случаи на производстве из-за пьянства.
Резко сократившееся потребление алкоголя выражалось серьёзной цифрой: 18%. Это очень много в масштабах страны - сотни тысяч людей, освободившихся от воздействия страшного дурмана.
Да, можно с твёрдой уверенностью говорить, что никогда больше в истории нашей страны не проводилась такая всеохватывающая, идущая по всем направлениям общественной и личной жизни человека антиалкогольная программа - чётко продуманная и понятная народу. Жаль, что История не отвела больше времени царю Александру III. Жаль, что жутким смерчем революции 17 г. была уничтожена великая страна, а с ней и все достижения русского правительства той эпохи - в т.ч. и результаты борьбы с алкоголизмом населения. Ушли в прошлое традиции культурного потребления алкоголя - рюмочка в обед или ужин под плотную здоровую закуску. Теперь хлещут водку действительно вёдрами - ядовитую привозную подделку, а закусывают синтетикой из пакетиков - тоже привозная химия. "Окно" в Европу "прорубили" пошире - и снова хлынула к нам отрава. Похоже, опять спаивают народ - целенаправленно и планомерно...
Так что если обсуждать всерьёз тему неисправимого алкоголизма русского народа, то надо честно признать следующее: пора уже, давно пора начинать комплексную кампанию по искоренению пьянства, рассчитанную не на один год вдумчивой последовательной работы по воспитанию людей.
... Но разве это нужно по-настоящему хоть кому-нибудь в нашем обществе?!