Большинство историков считают, что опыт местного самоуправления фактически был начат во время правления Ивана IV. До этого времени при управлении московским государством не было четких нормативных актов, которые бы регулировали этот процесс. На местах власть представлял княжеский наместник – кормленщик, который выполняя поручения князя по сборам податей и организации рекрутов, заботился в первую очередь о собственных интересах и очень мало интересовался благосостоянием местного населения.
Указ Ивана IV от 1556 года, который назывался «Приговор царской о кормлениях и о службах», можно считать началом земской реформы. По этому указу отменили понятное и привычное кормление и начали формировать учреждения земских властей.
Если в уезде или волости не было помещичьего землевладения, потому что обычно помещик, землевладелец стоял во главе управления, то посадские люди и черносошные крестьяне имели право выбирать старост и земских судей, целовальников. Все эти выборные были свои, местные и опирались на верхушку местной крестьянской общины.
В царствование Петра I реформированию подверглась вся административно- территориальная структура России. Самым важным в этих реформах было создание губерний, которые были сформированы после Указа «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов».
Начиная с 1708 года, в России появляются первые губернии, что было продиктовано как экономическими, так и военно-политическими причинами.
Губернии состояли из административного центра, которым являлся губернский город и уездов. Немного позднее, была создана такая административная единица как провинция, которая объединяла несколько уездов.
Одновременно проводилась и реформа управления городами. В Москве таким новым органом самоуправления стала Бурмистерская палата, а в других городах учреждались земские избы с выборными бурмистрами, которые ведали всей социальной сферой. Интересная деталь – суды были независимы от административных органов.
В царствование Екатерины II развитие местного самоуправления продолжалось. Губерниями стали управлять губернаторы, которых назначал Сенат, опираясь на губернские правления.
Выборы в Общую городскую думу осуществлялись один раз за три года. Председателем ее был городской голова. Представлены были все разряды с правом голоса. Непосредственно работой всех учреждений социальной сферы руководила Шестигласная дума. Был еще один орган – собрание «общества градского», при голосовании в котором имелся возрастной и имущественный ценз. На этом собрании выбирался городской голова и руководители всех основных структур. Собиралось такое собрание с позволения генерал-губернатора один раз в три года и только зимой. Значительными реформами по вопросам местного самоуправления отмечено царствование царя-освободителя Александра II.
В январе 1864 года им было подписано Положение о земских учреждениях, которое явилось следствием Реформы 1861 года об отмене крепостного права.
Была подготовлена и проведена земская реформа в 1864 году, а в 1870 – городская реформа.Их суть сводилась к децентрализации управления и развитию местного самоуправления, что выражалось в выборности местной власти. Кроме того, эта выборность подкреплялась финансовой независимостью. В результате этой реформы 60% собранных с территории платежей оставались в казне земства, и только 20% уходило в государственную казну.Вновь организованные Земства являлись сторонниками государственной власти и обеспечивали стабильность и правопорядок в обществе.
Земские учреждения состояли из земского собрания и земской управы, которые занимались управлением внутри губерний.
После революции 1917 года большевики упразднили земские управления как не отвечающие современному моменту.Дореволюционные органы местного самоуправления имели характерные черты. В них учитывались культурно-национальные и религиозные традиции, что было очень важно для многонационального состава российской империи.
Органы местного самоуправления не имели права заниматься политической деятельностью.Органы местного самоуправления имели широкие права в экономической и хозяйственной сфере, что было несомненным благом, для российской империи при ее огромных территориях. Все это дало возможность дальнейшему развитию образования, здравоохранения и культуры не только в центре страны, но и в провинции.
Указ Ивана IV от 1556 года, который назывался «Приговор царской о кормлениях и о службах», можно считать началом земской реформы. По этому указу отменили понятное и привычное кормление и начали формировать учреждения земских властей.
Если в уезде или волости не было помещичьего землевладения, потому что обычно помещик, землевладелец стоял во главе управления, то посадские люди и черносошные крестьяне имели право выбирать старост и земских судей, целовальников. Все эти выборные были свои, местные и опирались на верхушку местной крестьянской общины.
В царствование Петра I реформированию подверглась вся административно- территориальная структура России. Самым важным в этих реформах было создание губерний, которые были сформированы после Указа «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов».
Начиная с 1708 года, в России появляются первые губернии, что было продиктовано как экономическими, так и военно-политическими причинами.
Губернии состояли из административного центра, которым являлся губернский город и уездов. Немного позднее, была создана такая административная единица как провинция, которая объединяла несколько уездов.
Одновременно проводилась и реформа управления городами. В Москве таким новым органом самоуправления стала Бурмистерская палата, а в других городах учреждались земские избы с выборными бурмистрами, которые ведали всей социальной сферой. Интересная деталь – суды были независимы от административных органов.
В царствование Екатерины II развитие местного самоуправления продолжалось. Губерниями стали управлять губернаторы, которых назначал Сенат, опираясь на губернские правления.
Выборы в Общую городскую думу осуществлялись один раз за три года. Председателем ее был городской голова. Представлены были все разряды с правом голоса. Непосредственно работой всех учреждений социальной сферы руководила Шестигласная дума. Был еще один орган – собрание «общества градского», при голосовании в котором имелся возрастной и имущественный ценз. На этом собрании выбирался городской голова и руководители всех основных структур. Собиралось такое собрание с позволения генерал-губернатора один раз в три года и только зимой. Значительными реформами по вопросам местного самоуправления отмечено царствование царя-освободителя Александра II.
В январе 1864 года им было подписано Положение о земских учреждениях, которое явилось следствием Реформы 1861 года об отмене крепостного права.
Была подготовлена и проведена земская реформа в 1864 году, а в 1870 – городская реформа.Их суть сводилась к децентрализации управления и развитию местного самоуправления, что выражалось в выборности местной власти. Кроме того, эта выборность подкреплялась финансовой независимостью. В результате этой реформы 60% собранных с территории платежей оставались в казне земства, и только 20% уходило в государственную казну.Вновь организованные Земства являлись сторонниками государственной власти и обеспечивали стабильность и правопорядок в обществе.
Земские учреждения состояли из земского собрания и земской управы, которые занимались управлением внутри губерний.
После революции 1917 года большевики упразднили земские управления как не отвечающие современному моменту.Дореволюционные органы местного самоуправления имели характерные черты. В них учитывались культурно-национальные и религиозные традиции, что было очень важно для многонационального состава российской империи.
Органы местного самоуправления не имели права заниматься политической деятельностью.Органы местного самоуправления имели широкие права в экономической и хозяйственной сфере, что было несомненным благом, для российской империи при ее огромных территориях. Все это дало возможность дальнейшему развитию образования, здравоохранения и культуры не только в центре страны, но и в провинции.