Для военных целей, собаки применялись еще, когда огнестрельного оружия не было и в помине и для этих целей разводили крупных, физически крепких собак. После появления огнестрельного оружия, собаки утратили свое значение как боевая единица и их стали применять в качестве охранения. Они предупреждали о приближении противника. Их использовали как средства связи, для подноса снарядов и в санитарной службе.
Перед первой мировой войной западные армии использовали огромный комплект четвероногих военнослужащих, а в царской российской армии масштабы были гораздо скромнее. В 1924 году руководители новой Красной армии трудового народа принимают решение о создании школы военного собаководства. Вначале она носила название – Центральный опытный питомник – школа военных и спортивных собак.
Школа была создана в Москве, ст. Кусково. Ее первым начальником был полковник Евтушенко Н.З. Перед школой были поставлены основные задачи: подготовка командного состава и специалистов военного собаководства для окружных школ. Первыми слушателями-курсантами школы стали военные охотники, которые имели практический опыт работы с собаками. Обучением занимались цирковые артисты, в том числе и дрессировщики Дурова.
Первый выпуск состоялся уже через год в октябре 1925 года.
В 1928 году школа-питомник претерпела некоторую реорганизацию и стала называться Центральная школа военного собаководства РККА. В это же время в Красной Армии собаками комплектуют караульную службу. Начиная с 1930 года, профессор Ильин Н.А. на базе школы, начинает экспериментальную работу по выведению новой породы собак, скрещивая немецкую овчарку с лайкой. Организуется племенной питомник, а школу переименовали в Научно-испытательный кинологический институт.
Помимо изучения мобилизационных ресурсов собак, начинаются экспериментальные работы по созданию собак воздушно-десантной службы, которая в годы войны стала называться диверсионной. Собак готовили для нескольких направлений диверсий – подрыв железнодорожных путей, подрыв железнодорожных и шоссейных мостов, подрыв нефтехранилищ. На полигоне школы построили парашютную вышку и участок железной дороги.
Первое боевое крещение питомцы школы получили в 1939 году во время локального конфликта на р. Халхин-гол. Командующий группировкой генерал Жуков Г.К. дал положительную характеристику работе Центральной школы.
Следующее боевое испытание пришлось на зиму 1939-40 гг. Состав школы был, задействовал в финской компании, где оказал неоценимую помощь. Отсутствие дорог, лесистая местность затрудняли использование автотранспорта и лошадей, но не были препятствием для собачьих упряжек, которые подвозили на передовую снаряды. Оттуда эвакуировали раненых, даже без помощи санитаров. Для этого вожатый упряжки проходил специальное обучение. Особенно эти навыки пригодились для вывоза раненых, оказавшихся в окружении. Кроме того, в финскую компанию использовали собак в системе связи.
Правительство оценило по заслугам вклад Центральной школы в боевые действия и наградило участников медалью «За боевые услуги”.
С началом Великой Отечественной войны школа перешла на режим военного времени. В школе осуществлялась подготовка противотанковых собак, собак связи, ездово-нартовых упряжек, собак сторожевой службы.Немцы признавали урон от собак-истребителей танков и выпустили специальную инструкцию, как с ними бороться. Помимо этого школа выпускала собак, обученных на отыскание мин, которые получили широкое применение с 1943 года, со времени, когда Красная армия перешла от обороны к наступлениям.
В армию было подготовлено и направлено 2378 собак минно-розыскной службы. Собаки этого подразделения принимали активное участие в разминировании дорог, освобожденных населенных пунктов. Вера в надежность четвероногих исполнителей позволяла использовать их для контроля разминирования. Собаки обнаружили и обезвредили 4 миллиона мин и взрывных устройств, принимали участие в разминировании 33 городов Советского Союза и Европы. Как итог признания несомненных и весомых заслуг школы – это множество боевых наград инструкторов, присвоение школе звания Краснознаменная и участие ее в Параде Победы.
После окончания военных действий, школа утрачивает свое значение как центр по подготовке специалистов служебного собаководства для армии. Поэтому руководство школы делает основной упор на племенное разведение собак и приступают к работе по выведению собак новых пород. Собака должна быть рослой, физически крепкой и злобной, иметь хороший шерстный покров, могучей, хорошо переносить низкие температуры. Такой категории отвечали породы «Черного терьера», «Московская сторожевая», «Московский водолаз». Между группами этих собак и происходила племенная работа.
Ее итоги были представлены широкой публике в 1955 году на Московской выставке собак. После этого щенки стали передаваться в клубы любителей собак.
С 1960 года школа стала готовить еще одну категорию – собак-поводырей для слепых людей. Заслуги Центральной ордена Красной Звезды школы военного собаководства трудно переоценить. Не смотря на изменение государственного строя, расформирования самой школы, потомство и принципы выучки помогают и в мирное время. Различные катастрофы, борьба с наркотиками и терроризмом - служебные собаки по-прежнему востребованы.