Классификация экономических систем строится по различным принципам. Они основываются на каком-то определённом факторе хозяйственной жизни – производстве, потреблении, роли государства в экономическом процессе, использовании технологий и др., а также на сочетании этих факторов.
В итоге имеются самые разные способы разделить экономические системы по группам. Вот несколько «списков» экономических систем, разработанных рахными научными школами: Классическая школа: противопоставляет командную, рыночную, смешанную и традиционную экономики.
- Марксистская: выделяет феодальную, капиталистическую и социалистическую формы экономики.
- Технологическая: выделяет к настоящему времени шесть (или семь) технологических эпох экономики, начиная с Первой промышленной революции (вторая половина XVIII века). Изобретение новой технологии (паровая машина, сталь, нефтепродукты, компьютеры, нанотехнологии) каждый раз изменяло структуру хозяйства, вызывало перераспределение доходов, установление господства новых социальных групп.
Ещё одна классификация выделяет так называемые экономические модели, эталоны которых сложились в определённых странах. Это, к примеру, американская модель, японская, шведская, южнокорейская. За основу берутся крупнейшие экономики мира, продукция которых оказала влияние на всё человечество.
↑ Противоречие командной и рыночной модели
Этим вопросом занимались многие школы, и во многих классификациях типы экономических систем противопоставляются по степени участия государства в хозяйственном процессе. К примеру, американская модель наиболее приближена к «дикому рынку» (хотя и в разной степени в зависимости от временного периода), а шведская – к плановой социалистической экономике (крупный госсектор, государственное регулирование частного сектора, прогрессивная налоговая система, сглаживающая экономическое неравенство и т. д.). И большинство разумных экономистов приходит к выводу, что наиболее успешной моделью организации хозйства является смешанная, совмещающая сильные стороны рынка и государственного планирования.
По этому принципу в целом построены экономики всех экономически развитых стран. Однако у этих стран существуют, скажем так, кривозеркальные отражения. Ими являются государства, у власти в которых стоят фашистские группировки разных разновидностей – собственно фашистские партии (Италия при Муссолини), «неолиберальные» режимы Латинской Америки (пиночетовская Чили, Доминиканская республика при Трухильо), нацистские партии (гитлеровская Германия, «маленький Третий Рейх» в Парагвае времён Стресснера), уголовно-бандитские группы (например, Украина при Януковиче). Власти этих стран провозглашали свободу частной собственности, свободу рынка, гражданские свободы и т. д., однако на деле все они являлись (и являются) государствами с жёсткой централизованной экономикой.
«Частные собственники» в любой из этих стран были немногочисленны и объединялись в плотный конгломерат, координирующий свои действия и формирующий правительственный апппарат. Принимаемые этим конгломератом законы, по сути, резко ограничивали или вовсе запрещали владение собственностью простым гражданам и их участие в экономической и политической жизни страны. Получалась вполне себе командная экономика, подавляющая развитие рынка в большей степени, чем в ряде стран социалистического блока.
↑ «Производящие» и «потребляющие» экономики
Одна из возможностей классифицировать экономики – это изучение соотношения производства товаров и их потребления. Здесь можно выделить три главных типа систем: Производящая экономика – система, «завязанная» на производстве различных товаров, услуг, научных знаний. Такая система предъявляет высокие требования к производимым продуктам (касательно и количества, и качества); распределение благ осуществляется по соответствующему принципу – кто производит какой-либо продукт, тот и получает материальные блага. Это экономики современных развитых стран.
«Монокультурная» система – модель, принятая в различных странах – сырьевых и курортных «придатках», «банановых республиках». Данная экономика построена на производстве одного (реже – нескольких) продукта, отправляемого на экспорт; производство при этом не требует высокой технологической организации, поэтому преобладает добыча сырья или выращивание какой-то одной сельскохозяйственной культуры. Товар экспортируется за рубеж, а вырученные средства тратятся на покупку готовых потребительских товаров. Распределение благ чаще всего носит плановый характер – потребителями «назначаются сверху» работники нужной отрасли, а также правительственные чиновники и военные.
Так, в нынешней России высокий уровень потребления определён «сверху» для работников нефтегазовой сферы, управленцев и военных, а потребительские (и, кстати, производственные) возможности всех остальных слоёв населения резко ограничены (например, высшее образование официально существует, но на оплату труда преподавателей не выделяются сколько-нибудь заметные средства, также обстоит дело с работниками медицины и большинства других сфер). Потребляющая экономика – система, не производящая ничего. Она имеет место чаще всего в странах, существующих за счёт международной гуманитарной помощи. Разумеется, «чистых» представителей данных типов немного, и каждая страна в определённый момент времени склоняется к одному из них.
Так, Польская народная республика до самого финансового коллапса «дрейфовала» в сторону абсолютного потребления: правительство активно брало кредиты как у СССР, так и у западных стран, но на них приобретало по большей части готовые продукты (в том числе предметы роскоши) ради «хорошей жизни поляков» и не спешило вкладывать их в развитие собственного производства (что и стало причиной коллапса: польские власти забыли, что взятые «напрокат» деньги когда-то надо отдавать). Южная Корея из потребляющей экономики превратилась в одну из крупнейших производительных стран. В России же, наоборот, мощная производственная экономика сменилась монокультурной – кроме сырой нефти и газа, отечественная экономика практически ничего не способна предложить миру и мало что – собственным гражданам.