Лев Семенович Выготский – выдающийся психолог, ученый, основатель «культурно-исторической теории» в области психологии, автор исследований по педологии, литературе, психологии искусства.
↑ Происхождение. Воспитание
Л. С. Выготский родился 5(17).11.1896 года в г. Орше в многодетной еврейской семье. Его отцом был купец Симха Львович Выготский, матерью – учительница Цецилия Моисеевна Выготская. В начале советского времени взрослый Лев Симхович по известным соображениям изменил свои фамилию и отчество. Через год после рождения Льва, семья переехала в Гомель, где в местном отделении Соединенного банка отец стал заместителем управляющего.
Образование детей было поручено частному учителю Шолому Мордуховичу (Соломону Марковичу) Ашпизу – педагогу, известному по применению в обучении и воспитании метода, так называемого, сократического диалога, человеку революционных, демократических взглядов. На формирование личности будущего психолога повлиял и старший двоюродный брат – Давид Исаакович Выгодский, ставший впоследствии известным литературным критиком и переводчиком. Он, в силу обстоятельств, жил и воспитывался в доме дяди вместе с его многочисленными детьми.
↑ Образование
Домашнее образование Льва позволило ему успешно сдать экзамены за пять классов, после чего он был принят в казённую гимназию на дальнейшее обучение, но заканчивал он частную еврейскую мужскую гимназию А. Е. Ратнера, где учился последние два года. Параллельно с учебой в гимназии Лев много занимался у частных учителей, изучая иностранные языки: древнегреческий, древнееврейский, латинский, английский. Чем-то привлек его и искусственный международный язык эсперанто, который он изучал самостоятельно.
В 1913 г. Лев поступил в Московский университет, избрав медицинский факультет, после перешел на юридический. Но и его в результате оставил, перейдя на историко-философский факультет в Университете им. Шанявского. Его и окончил.
↑ Литературные работы
Еще будучи студентом, Лев увлекся литературными исследованиями. В частности, написал двухсотстраничную работу «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира», которая стала его дипломной работой. В 1968 г., когда вышло второе издание его «Психологии искусства», это следование стало приложением книги. Кроме того, в 1916 г. были опубликованы его литературоведческие статьи в еженедельном журнале «Новый путь», в штате которого он служил техническим секретарем. Это были работы о М. Ю. Лермонтове, Андрее Белом и другие.
Его публикации на литературные темы встречались на страницах журналов «Летопись» и «Новый мир». До 1917 г. Выготский много писал о еврейской истории, культуре своего народа, выражая мысли о недопустимости антисемитизма в произведениях русской литературы и свое непринятие социалистических идей.
↑ После революции
После Октябрьского переворота 1917 г. Выготский некоторое время жил в Самаре, но потом возвратился в Гомель к родителям. В 1919 г. у него обнаружился легочный туберкулез. Несколько лет работал в педагогическом техникуме и трудовой школе учителем литературы, преподавал в профтехшколах, где обучались печатники и металлисты, подрабатывал на разных курсах, где готовили воспитателей дошкольных учреждений, повышали квалификацию учителей, обучали культработников деревни, а также на рабфаке и народной консерватории.
Параллельно с такой обширной деятельностью, Выготский занимался организаторской и административной работой: был руководителем театрального подотдела в Гомельском гороно, потом- художественного отдела при Губнаробразе. Все это время Лев Семенович не оставлял исследовательскую работу в области литературоведения, психологии искусства, педагогики. В период с 1919 по 1924 он писал театральные рецензии (более восьмидесяти), публикуя их в газетах «Наш понедельник» и «Полесская правда», половина из которых потом переиздавались посмертно.
Несмотря на болезнь, Выготский был необычайно деятелен и энергичен. В 1922 г. он был заведующим отделом в издательстве «Гомпечать», в 1923 – 24 гг. – литературным редактором в издательском отделе губернского управления печати, издал стихотворный сборник И. Г. Эренбурга, руководил кабинетом – лабораторией, где занимались экспериментальной работой студенты Московского тогда еще педагогического института.
Именно работы и идеи Выготского и некоторых других исследователей в области педагогии лежат в основе современной науки психологии ребенка. О результатах своей работы в 1924 г. Выготский сообщил на Всероссийском съезде психоневрологов в Петрограде, где он сделал три доклада.
↑ Последнее десятилетие
Переехав в 1924 г. в Москву, Выготский был участником Лондонской Международной конференции, посвященной образованию глухонемых детей, работал в Наркомпросе и других образовательных, исследовательских, медицинских и правительственных организациях Москвы, Ленинграда, Харькова и Ташкента. Умер Выготский от туберкулеза 11 июня 1934 г. Его могила находится на столичном Новодевичьем кладбище.