Леонтьев Алексей Николаевич – советский психолог и педагог.
Вместе с Рубинштейном, но независимо от него создал так называемую теорию деятельности – учение, основанное на трудах Выготского и Карла Маркса.
Основой его деятельности была также культурно-историческая психология.
↑ Биография
Алексей Леонтьев родился в 1903 году в известной московской мещанской семье. После окончания Первого реального училища поступил в МГУ на факультет общественных наук.
Впоследствии работал в Психологическом институте (теперь носящем имя Л. Г. Щукиной), основатель которого Г. И. Челпанов был в числе главных учителей Леонтьева. Умер Алексей Николаевич 21.01.1979г.
↑ Теория деятельности
«Теория деятельности», которую создал Алексей Леонтьев, была системой научной психологии, имеющей сильную идеологическую подоплёку. Она изучала деятельность человека (в первую очередь трудовую) и её связь с сознанием. Вот некоторые её положения:
- Не сознание определяет деятельность, а наоборот – деятельность определяет сознание.
- Психика формируется в деятельности и в ней проявляется. Деятельность и психика образуют органическое единство, хотя и не тождественны друг другу.
- Деятельность не является ответом на внешние раздражители (стимулы), а контролируется сознанием.
- Деятельность – это совокупность действий, направленных на достижение целей.
Видно, что некоторые положения теории деятельности Леонтьева противоречат друг другу. Деятельность определяет сознание, но в то же время контролируется (а значит – определяется) сознанием. Однако это противоречие устраняется установлением того, что сознание прочно «впаяно» в деятельность и неотделимо от неё.
На основе изучения деятельности человека и её составных частей (действие, операция) Леонтьев и Рубинштейн предлагали изучать всю сферу психической жизни – мысли, идеи, эмоции, чувства, поведение и т. д.
Классовый характер советской психологии Леонтьев отстаивал до конца своей жизни. Через призму коммунистической идеологии он смотрел на все элементы психологической науки. Отсюда и некоторая неясность его формулировок, и их непоследовательность.
↑ Культурно-историческая теория
Теория деятельности Леонтьева, по сути, была составной частью культурно-исторической теории, над которой он работал в течение всей жизни. Это учение проистекает из трудов Л. С. Выготского, хотя в них это словосочетание упомянуто всего лишь несколько раз. Культурно-историческая психология исходит из того, что в психике человека различаются два уровня:
- первый – низший, «животный», сформированный в процессе естественной эволюции;
- второй – высший, сформированный в культурной жизни человечества на протяжении всей её истории.
В науке в то время закрепился тезис о том, что человека создали труд и речь. Выготский в большей степени интересовался вторым компонентом – речью в широком её понимании. По его мнению, между внешним стимулом и реакцией человека на него находится опосредованный стимул – знак, направленный на контролирование реакции. Алексей Леонтьев, развивая культурно-историческую психологию, обратился к следующему компоненту «очеловечивания» - труду.