Любить свою Родину — значит знать её
» Личности XX » Игорь Сикорский

Игорь Сикорский


Игорь СикорскийИгорь Сикорский (1889 – 1972) – русский и американский авиаконструктор, изобретатель.

Получил известность как создатель первых в мире тяжёлых четырёхвинтовых самолётов, одновинтового вертолёта, трансатлантического гидросамолёта (самолёта, способного садиться на водную поверхность и взлетать с неё).

 

Семья 

 

Родился Игорь Сикорский в Киеве, в семье Ивана Алексеевича Сикорского – выдающегося русского психиатра. Мать изобретателя, урождённая Темрюк-Черкасова, также имела медицинское образование, однако посвятила себя семье.

Мама активно интересовалась наукой, в том числе изобретениями Леонардо да Винчи. О них она много рассказывала своим детям, которых в семье всего было пятеро.

Именно от матери Игорь Сикорский впервые услышал о летательных аппаратах, которые конструировал Леонардо. И ещё в детстве он захотел стать изобретателем, повторить опыты итальянского учёного и создавать свои летательные аппараты.

 

Биография И.И. Сикорского

 

Изобретательством Игорь Сикорский занимался ещё в детстве. Он мастерил электрические батарейки, электромоторы, однажды сделал летающую модель вертолёта, в котором двигателем была обыкновенная резинка. Увлекался он и химией.

Однажды он случайно подобрал на дороге листовку радикальных социалистов, где была подробная инструкция по изготовлению бомбы. Он собрал эту бомбу и провёл её испытания в саду вдали от дома. Во время одного из таких испытаний он чуть не погиб. При этом Игорь Сикорский в детстве был физически очень слабым человеком. Какое-то значительное физическое усилие вызывало у него кровотечение, чего очень сильно боялась мать. Из-за этого он не мог заниматься бегом, ездить на велосипеде и заниматься другой физической деятельностью.

Самого Игоря его физическая слабость тоже пугала, но по другой причине: он боялся, что из-за неё не сможет стать лётчиком. В 1903 году он поступил в Морское училище в Санкт-Петербурге, последовав примеру старшего брата. Однако вскоре он понял, что не сможет отказаться от изобретательства, и поступил на инженера.

Соответствующее образование он получал сначала в Париже, поскольку в России в то время разгорались события, связанные с первой русской революцией. В 1907 году он вернулся в Киев и поступил в местный Политехнический институт. В этом институте существовал механический кружок, из которого выделилась «воздухоплавательная секция», туда и поступил Сикорский.

Секция возглавлялась профессором Н. Артемьевым, учеником Жуковского. В 1908 году, отправившись с отцом на отдых в Германию, Игорь Сикорский увидел в местных газетах статьи об опытах братьев Райт и графа Цеппелина – изобретателя дирижабля. Это только подстегнуло его интерес к исследованиям, и там же, в гостиничном номере, он собрал действующую модель вертолёта. Вернувшись в Киев, он повторил свой опыт дома. Затем он построил несколько простейших моделей вертолётов, которые имели хорошую грузоподъёмность – около 150 кг. Правда, ни один из них не смог подняться в воздух с пилотом; поэтому Сикорский переключился на создание самолётов.

В 1912 – 1914 годах он создал два своих самых известных самолёта: «Илья Муромец» и «Русский витязь». С этого времени начинается эпоха многомоторной авиации. Он создавал и другие модели, на одном из которых – С-6 – установил мировые рекорды скорости.

В 1918 году, сразу после Октябрьской революции, Сикорский принимает решение спешно покинуть Россию, поскольку узнаёт о решении о его расстреле. Он перебирается в Лондон, а затем в Париж. Там он принимает заказ от французского военного ведомства на постройку нескольких самолётов, однако вскоре наступает перемирие, и заказ снимается. В 1919 году Сикорский решил перебраться в США, поскольку решил, что Америка нуждается в самолётах не в меньшей степени, чем Россия. С этого времени он жил и работал в США.

 

Что изобрёл

 

Игорь Сикорский является одним из пионеров современной авиации. Изобретённые им машины долгое время являлись совершенно новым транспортным средством – и новым видом оружия. Среди самых известных его изобретений можно назвать следующие: 

  • «Илья Муромец» и «Русский витязь» - первые в мире многомоторные самолёты.
  • Vought-Sikorsky 300 – первый в мире «настоящий» вертолёт. Созданный в 1939 году в США, он фактически был модернизацией первой модели Сикорского, которую он создал ещё в 1909 году. 
  • VS-44 Excambian – летающая лодка. 
  • R-4 – первый в мире серийный вертолёт.
  • Аэросани.

«Русский витязь» и «Илья Муромец», первые в истории многомоторные самолёты, собирались на Русско-Балтийском вагонном заводе. Возможно, именно поэтому форма кабины «Русского витязя» напоминает железнодорожный вагон. Появление «Русского витязя» ы 1913 году было настолько неожиданным событием, что жители зарубежных стран отказывались верить в его реальность. Предполагалось использовать этот самолёт для стратегической разведки. Однако «Русский витязь» просуществовал недолго: уже в конце 1913 годы был выпущен новый аппарат, являющийся в определённом смысле его модификацией – «Илья Муромец».

 

Отношение к революции

 

Игорь Сикорский был известен тем, что являлся убеждённым сторонником монархии и близким другом Николая II. Царь лично приезжал на аэродром Сикорского в Царском Селе, чтобы посмотреть на испытания его летательных аппаратов. За изобретение «Русского витязя» император даже подарил Сикорскому золотые часы. Неудивительно поэтому, что революцию Сикорский с самого начала не принял. В 1918 году он был одним из первых кандидатов на расстрел, из-за чего поспешил покинуть Россию.

 

В США

 

Игорь Сикорский активно занимался философией и богословием, а также участвовал в деятельности монархического движения. Он входил в «Государево Совещание» - организацию, созданную великим князем Кириллом Владимировичем, двоюродным братом последнего русского царя. Участвовал Сикорский и в кружке Солоневича – русского писателя-эмигранта и спортсмена, автора идеи о «народной монархии».

Интересно, что несмотря на свой значительный вклад в науку и технику и разностороннюю образованность, Игорь Сикорский считал себя глубоко верующим православным человеком. На свои средства он построил в Стратфорде, где он жил в последние годы, церковь, которую регулярно посещал. После смерти Сикорский был похоронен на стратфордском Русском православном кладбище святого Иоанна Крестителя.

Одно из богословских сочинений Сикорского посвящено размышлениям о «молитве господней», в нём авиастроитель даже назвал себя религиозным фундаменталистом. Увлечение религией объяснялось тем, что дед Игоря Сикорского был священником. Отец авиаконструктора, врач Иван Сикорский, также был верующим человеком и преподавал в некоторых духовных академиях, изначально он тоже готовился стать священником.

 

В эмиграции

 

Как уже говорилось, большую часть жизни Игорь Сикорский провёл в США. Именно там у него, как и у многих российских эмигрантов – учёных, писателей, деятелей искусства, предпринимателей – дела пошли на лад. Сикорский основал крупную фирму, которая превратилась в одну из крупнейших авиастроительных корпораций мира.

Компания под названием «Sikorsky Aero Engineering Corporation» создавалась, однако, в непростых условиях. Одно время она даже была на грани банкротства, от которого её спас один из руководителей фирмы – выдающийся композитор Сергей Рахманинов. Он прислал Сикорскому 5 тысяч долларов; вскоре дела фирмы улучшились. Впоследствии Сикорский вернул Рахманинову эти деньги с процентами.

Проживая в США, первое время Сикорский, оставшийся почти без средств к существованию, работал учителем в вечерней школе. Произошло это потому, что после окончания Первой мировой войны необходимость в самолётах во всём мире, в том числе и в США, по большей части отпала. Возможности тогдашних самолётов и вертолётов не позволяли полноценно использовать их в других сферах, кроме военной.

 

«Сикорский авиэйшн» и «Русская фирма»

 

Компания Сикорского получила известность как «русская фирма». В зарубежных странах искренне удивлялись успеху выдающегося русского эмигранта-авиастроителя, который сумел сколотить организацию, привлекая в неё таких же русских эмигрантов, причастных к самолётостроению. В то же время были и другие американские компании с мировым именем, основанные русскими эмигрантами: косметическая компания «Макс Фактор», компания «Ампекс», основанная Александром Понятовым – изобретателем видеомагнитофона, компания RCA Давида Сарнова – изобретателя видеокамеры и др.

Однако для советского правительства появление в США «русской фирмы» стало неприятным сюрпризом. В адрес Сикорского посылались бесконечные проклятия, ведь он был для большевиков «главным злодеем» - белоэмигрантом, вставшим на сторону центра мирового империализма – США; в то же время Сикорский был изобретателем и едва ли не единственным в мире производителем принципиально нового вида оружия, которое в те годы приводило общественность в мистический ужас.

Фирма Сикорского стала настоящим прибежищем для белоэмигрантов – большую часть её сотрудников составляли выходцы из России. По мере того как доходы компании росли, Сикорский материально поддерживал различные эмигрантские сообщества.

 

Дети

 

У Сикорского было несколько сыновей и дочь Таня. Дочь стала профессором социологии в Университете Святого Сердца. Сын Сергей работал в United Technologies – крупной компании, которая к тому времени поглотила фирму Сикорского и ещё несколько авиастроительных фирм. Другой сын, Игорь, известен как бизнесмен и адвокат, увлекавшийся также авиационной историей. Внук Игоря Сикорского, тоже Игорь, также стал пилотом.

 

Интересные факты

  • В 1979 году в СССР был снят фильм «Поэма о крыльях», посвящённый Сикорскому и Туполеву. Это драма о двух русских авиаконструкторах, один из которых принял советскую власть и остался на родине, а второй покинул её. В конце фильма Сикорский и Туполев случайно встречаются на Парижском авиасалоне, на котором презентовался сверхзвуковой самолёт Туполева Ту-144.
  • У Сикорского был своеобразный талисман – шляпа, которая ещё называется «федорой». При испытаниях новых моделей самолётов Сикорский садился за штурвал в рубашке с галстуком и этой шляпе. Случалось, что самолёты терпели серьёзные аварии, из которых Сикорский, на удивление всем, выходил целым и невредимым. Так и возникла легенда о том, что знаменитая шляпа Сикорского была той вещью, которая приносила ему удачу. В настоящее время эта шляпа хранится в его доме-музее под специальным колпаком. Пилоты фирмы, основанной Сикорским, перед испытаниями приходят в комнату, чтобы прикоснуться к шляпе – «на счастье». Кроме того, в Киевском политехническом университете есть памятник Сикорскому, держащему в руках шляпу; и к этой шляпе студенты тоже прикасаются, чтобы иметь успех на экзаменах.
  • Вертолёты Сикорского постоянно использовались американскими президентами как личный транспорт. Каждую машину для того или иного президента выбирала группа экспертов, состоящая из авиастроителей, лётчиков и агентов ФБР. Однажды в США приехал с визитом Никита Хрущёв, и президент Эйзенхауэр прокатил его на своём вертолёте. Хрущёв заинтересовался этой машиной, в ответ на что американский президент предложил прислать несколько таких вертолётов в СССР. Вскоре вертолёты были доставлены, а ещё через некоторое время в СССР появился свой вертолёт – Ми-4, очень похожий на американский. На таком вертолёте Хрущёв и летал в дальнейшем.

 

Итоги

 

Игорь Сикорский явился ярким представителем «селф-мейд-человека», то есть такого человека, который, так сказать, создал себя сам. Несмотря на то, что в годы жизни в России он пользовался покровительством царя, тот его уважал исключительно по причине его научно-технических заслуг. В эмиграции Сикорский столкнулся со значительными материальными и другими трудностями, однако сумел «раскрутиться» и привлечь к сотрудничеству множество других людей, прежде всего своих соотечественников.

Сикорский был многосторонне развитым человеком. Он был известен своей огромной физической силой, но не менее известна была и его моральная стойкость. Сикорский любил путешествовать, для чего предпочитал поездки на собственной машине. Выдающийся авиаконструктор ценил уединение и часто выезжал «на природу», подальше от городской суеты. В своих сочинениях он также писал, что каждому человеку время от времени необходимо оставаться наедине с самим собой, со своими мыслями и идеями.

Сикорский был не просто участником, а фактически руководителем белоэмигрантского движения. Точнее – идейным вдохновителем. Знаменитые аристократы-эмигранты служили на его предприятии простыми рабочими: так, генерал Денисов работал здесь ночным сторожем. Должность разнорабочего имел и адмирал Блохин.

Своим главным занятием Сикорский считал создание вертолётов. В юности он успешно строил первые модели, прообразы современных вертолётов, затем потерпел неудачу и переключился на самолёты, но впоследствии снова вернулся к вертолётам, создав множество успешных моделей. Некоторые модели вертолётов, созданные Сикорским, используются даже в наше время.

Сикорский неожиданно для самого себя стал вдохновителем «холодной войны». Советское правительство, видя успехи компании Сикорского в США, захотело во что бы то ни стало создать у себя аналогичную авиационную промышленность. И ему это удалось; своеобразным «отражением Сикорского» в СССР стал Андрей Туполев, который впоследствии также получил мировую известность. Между Советским Союзом и США развернулась гонка вооружений, каждая сторона старалась создать самолёты и вертолёты, превосходящие машины противника. С течением времени к авиационной гонке добавилась и космическая.

Истории жизни Сикорского и Туполева показывают кардинальное отличие советской социально-политической системы от человеческой. В США американский авиаконструктор получил возможность плодотворно трудиться, творить и зарабатывать, удостоился множества наград. Туполев же был не особо «обласкан» властями и в сталинскую эпоху стал жертвой жестоких репрессий. Американское правительство ценило своих изобретателей, даже если они были чужестранцами; советское правительство паразитически использовало выдающихся людей, оставшихся в СССР и искренне поверивших в это самое правительство. .





3057 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    С кем из на­зван­ных лиц свя­за­но со­зда­ние Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та?
    A12
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Игорь Александрович Нетто
Игорь Александрович Нетто
Игорь Александрович Нетто является легендарным футболистом, вписавшим навсегда свое имя в историю советского спорта. За свою карьеру выиграл множество наград и стал обладателем многих личных достижений. Будучи ярким спортсменом и замечательным