В. П. Чкалов - знаменитый летчик-испытатель, автор нескольких фигур высшего пилотажа, совершивший два беспосадочных перелета на очень дальние расстояния.
↑ Молодость. Путь к мечте
Родился Чкалов 02.02.1904 в волжском селе Василёво Нижегородской губернии (ныне это г. Чкаловск). Его отец работал котельщиком, обслуживал суда речного пароходства. Он решил, что и сын должен получить профессию, связанную с речными судами, поэтому он отправил 12-летнего Валерия в речное училище г. Череповца.
Но мальчик, только один год проучившись там, вернулся домой и два года работал кочегаром. Затем стал учиться на слесаря аэропланов в военном авиационном парке, где вступил в Красную армию. Здесь он и заинтересовался самолетами.
Учился самозабвенно и упорно, и вскоре его, как лучшего ученика, направили учиться в школу авиации, где юноша осваивал теорию вождения самолетов.
Затем была еще Борисоглебская школа летчиков, и, наконец, наградой за блестящие успехи в обучении явилось направление в Московскую Авиационную школу высшего пилотажа, после окончания которой Чкалов получил назначение в Первую авиационно-истребительную эскадрилью. Валерию тогда было всего 20 лет, а детская мечта о полетах уже сбылась.
↑ Опасный эксперимент
В феврале 1929 г. Чкалов на спор совершил безрассудный поступок: пролетел под Троицким мостом, задел провода и повредил самолет. За этот «подвиг» он очутился в тюрьме, где отсидел 16 суток. Перефразируя пушкинского «Евгения Онегина», «судьба Валерия хранила», потому что молодой авиатор очень легко отделался.
За него перед Калининым похлопотал Петр Ионович Баранов, служивший в ту пору начальником ВВС, а Калинин, как председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), обратился с ходатайством к самому Сталину. Так, несмотря на жестокие времена, Чкалов умудрился избежать серьезного наказания.
↑ Первый беспосадочный перелет
Мало того, бедовый летчик-лихач каким-то чудодейственным образом попал в претенденты на первый беспосадочный перелет на рекордно дальнее расстояние. Но предварительно, тоже, как говорят, по рекомендации Сталина, он прошел курс летчика испытателя в Авиапроме (1933). За его успехами внимательно следили. И вот когда в верхах созрела мысль о рекорде, выбор пал на Валерия Чкалова. Сталин предложил назначить его командиром полета по маршруту «Москва – Петропавловск-Камчатский».
Перелет был совершен 21-22 июля 1939 г. В экипаже было три человека: В.П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А.В. Беляков (штурман). Расстояние в 9374 км команда преодолела за 56 часов на самолете АН-25. Остров Удд, на котором они совершили посадку, впоследствии переименовали в о. Чкалов. Этот беспосадочный перелет стал триумфальным событием не только в стране, но и во всем мире. Дети стали играть в Чкалова и мечтали стать авиаторами.
↑ Второй беспосадочный перелет
А через год тот же экипаж совершает второй беспосадочный перелет, на этот раз, из Москвы в Америку. Расстояние – 11340 км., время полета – 63 часа 16 минут. Это было еще большим потрясением, потому что команда Чкалова превысила свой же предыдущий рекорд. Имя Чкалова было овеяно небывалой славой.
Страна отметила своего любимчика званием Героя Советского Союза. С ним мечтают познакомиться, сфотографироваться, взять автограф или хотя бы взглянуть издалека даже мировые знаменитости, такие, как, например, американская звезда Марлен Дитрих. Она познакомилась с Чкаловым на борту парохода «Нормандия», когда его команда возвращалась из Америки в Советский Союз. Она восторгалась его подвигом и тоже взяла у него автограф.
↑ Гибель героя
Но в декабре 1938 г. Валерий Чкалов погиб при до сих пор невыясненных обстоятельствах. По официальной версии, новый, испытуемый самолет И – 180 имел недоработки, но его очень спешили сдать до конца года и получить премии за досрочное выполнение плана.
Чкалов не совладал с управлением при посадке неисправного самолета да еще, учитывая страшную метель, не заметил фонарный столб и заснеженные кучи досок и металлолома и врезался в них. Летчика выбросило из кабины прямо на острие какой-то железяки, торчащей из сугроба, которая насквозь пробила ему грудь.
К нему никто не подходил, все ждали какую-то спецкомиссию из Москвы. А Чкалов тем временем умирал около двух часов, истекая кровью. По другой версии, Чкалов должен был погибнуть на охоте, на которую собирался с друзьями после испытательного полета.
Есть и третья версия: в архивах были найдены записи о том, что в Авиапроме, как и во всей стране, происходили массовые аресты, перемежавшиеся загадочными самоубийствами и несчастными случаями. В частности, нашлась бумага, где зафиксирована запись об аресте некоего заведующего отделом Авиапрома В. Чкалова, впоследствии расстрелянного.
И последняя версия, тоже вполне вероятная по тем временам: Герой Советского Союза, любимец народа и кумир мальчишек вовсе и не совершал тот злополучный экспериментальный полет, а его элементарно застрелили на этом аэродроме, а заодно и его механика, чтобы потом более-менее правдоподобно сфабриковать дело о гибели героя. Может быть, слава Чкалова стала затмевать славу генералиссимуса?