В селе Долина Федоровского района Саратовской области, проживала Нина Дмитриевна Музалевская.
Родилась она в Ленинграде. Когда началась война, ей было 7 лет. Нина Дмитриевна вспоминала: “У меня была младшая сестренка, с нами жила бабушка и два ее сына. Они оставили школу и пошли работать на завод. Отца на фронт не забрали, он работал на оружейном заводе. Зиму 1941 года семья пережила, а вот зима 1942 навечно врезалась в память. Хлеб сначала выдавали по карточкам, рабочим больше, чем остальным, а потом совсем перестали. Детей никуда не пускали.
Город постоянно бомбили, приходилось прятаться в бомбоубежищах, день ли, ночь. Мать уходила из дома на целый день, чтобы достать какую-нибудь еду. Приносила что-то, похожее на сухари, их размачивали и пекли лепёшки. Холод был страшный, запас дров был на исходе, так как подвалы, в которых в мирное время запасали дрова, были переоборудованы под бомбоубежища, где стояли теперь железные койки, на них сидели женщины с детьми во время бомбежек. Сожгли всё, что могло гореть: деревянные стулья, стол, комод, единственное, что не тронули - диван. Окна были всегда закрыты тканью.
Отец умер первым, затем все остальные. Не болели, умирали от бессилия. Если лёг, то уже всё”. Несколько дней Нина была одна в холодной квартире, без запасов еды. “Наверное, от того, что я и раньше плохо ела, аппетит был плохой, это и спасло меня от смерти”, - говорит Нина Дмитриевна. Сидеть дома одной, без движения было опасно. Так как она любила гулять, выходила на улицу. Молодежные отряды, обходившие дома, нашли ее почти что обессиленную.
В апреле по Ладожскому озеру вместе с другими детьми Нину переправили на большую землю.
- Везли в автобусах со шторками, чтобы мы не видели и не пугались черных полыней подтаявшего льда. Автобусы сопровождали самолеты. Озеро таяло, автобус кувыркался, а вместе с ним кувыркались и мы. Затем Ярославская область, детдом. Там было так тихо, - вспоминает Нина Дмитриевна, - как будто не было войны.
Закончив 7 классов, Нина поступила в ремесленное училище, а затем с подругами приехала в совхоз «Полянский» (с. Долина) на освоение целинных земель. Здесь вышла замуж, родила и воспитала двоих детей.
Удивительная судьба. Как она похожа на судьбы таких же детей блокадного Ленинграда, о которых рассказывают документы - свидетельства, сюжеты художественных произведений, кинофильмов. И как замечательно, что Нина Дмитриевна - наш земляк, которая жида рядом с нами.