Православные монахи, жившие отшельнической жизнью, нередко строили свои кельи в самых глухих и далеких от повседневной суеты местах. Зачем, спросите Вы? Нам, современным жителям, привыкшим жить в мире, где всеми нашими деяниями двигают зачастую лишь капиталистические отношения, этого не понять. Речь в статье пойдет о Соловецком монастыре.
Из названия, любой сможет догадаться, что монастырь находится на Соловецких островах, и острова эти далеки от суеты повседневной жизни. В годы становления Соловецкого монастыря, они вообще были почти недосягаемы. История Соловецкого монастыря начинается в 15 веке. Монах Валаамского монастыря Савватий мечтает об уеденном месте для молитв и глубоких дум. Савватий когда-то слышал рассказы поморов, немногочисленного народа, о необитаемых Соловецких островах. Острова те, находились в северной части Белого моря. Рассказы поморов были полны восхищения об этих землях, и монах мечтал об уединение на необитаемой острове.
Савватий решил отправиться на Соловки. Перед тем как выступить в дорогу, монах какое- то время жил у часовни, на реке Выге. Здесь Савватий встретил монаха Германа. С тех пор Савватий и Герман, объеденные общей идеей неизменно шли к своей цели. Монахи собирались в дорогу. Они заготовили съестные припасы, и сами смастерили лодку. Когда все было готово, они отправились в путь.
До Соловецких островов по Белому морю, к тому самому месту, где будет основан монастырь несколько дней плавания. Приключение монахов ждало опасное. С Божьей помощью Савватий и Герман доплыли до Соловков, вышли на берег в заливе, именуемом Сосновой губой. Здесь они поставили деревянный крест и соорудили себе келью. Так начиналась история знаменитого, в будущем, Соловецкого монастыря.
Монахи прожили вместе, в нелегком труде шесть лет. Усердно молясь и трудясь. Жизнь Савватия и Германа было тяжелой. Здесь, на севере, ни росла, ни рожь, ни пшеница, ни овощи. Монахи ловили рыбу, собирали ягоды и грибы, травы. В 1435 году монах Савватий почувствовал, что его земной путь скоро закончится. Герман уже как несколько дней отбыл на Онегу, пополнить запасы еды и другими необходимыми вещами. Саввий поплыл на лодке к реке Выге, к той самой часовне, откуда он начинал свое путешествие. Около часовни Савватий встретил игумена Нафанаила, который причастил Савватия, и вскоре монах умер.
Монах Зосима присоединился к Герману на трудную жизнь праведника на суровых и пустынных землях острова. Когда Зосима впервые очутился на Соловках, в первую же ночь ему явилось видение. Он видел великолепный храм. На месте где появилось изображение храма Герман и Зосима срубили церковь Преображения Господня.
Рыбаки-поморы, промышлявшие рыбным промыслом в этих местах, давным-давно рассказали на материке о двух старцах живущих в одиночестве на островах. Стали стекаться на житие праведные люди, желавшие покоя от мирской жизни и уединения в молитве. Принимали монашество с радостью, отрекаясь от суеты, молились, строили монастырь. Так на Соловках появился Соловецкий монастырь. Приезжающий сюда народ активно занимался добычей соли, которую обменивали на материке на продукты питания и другие необходимые припасы.
Монах Герман прожил на Соловецких островах более 50-ти лет, и окончил свой земной путь во время церковной службы. Монах Зосима же стал первым игуменом Соловецкого монастыря. При жизни Зосимы, в Соловецкий монастырь были перевезены мощи Савватия, которые по пришествию времени оказались нетленными. При жизни Савватия, Германа и Зосимы Соловецкий монастырь выглядел более чем скромно. В одном из храмов Соловецкого монастыря хранится икона, на которой изображены Савватий и Зосима, в руках которых, находится что-то вроде макета будущего монастыря, такого величественного и гордого из белого камня.
Соловецкий монастырь из деревянной обители превратился в настоящую непреступную крепость, оплот земли русской и веры православной. Произошло это в конце 16-ого столетия, во времена правления Федора Ивановича. В стенах Соловецкого монастыря «замурованы» огромные камни валуны, которые представляют собой мощное оборонительно впечатление. Поневоле становится интересно, как это такие большие камни стали частью стен Соловецкого монастыря ? Ведь техники, которая могла бы таскать тяжести в 16 веке, еще не было.
Соловецкий монастырь поистине стал непреступной крепостью. После церковной реформы патриарха Никона, Соловецкий монастырь внутри которого находились староверы, целых восемь лет держал оборону от правительственных войск.
В середине 19 века, Российская Империя участвовала в Крымской войне. На Соловецких островах тогда пытался высадиться английский десант. Но Соловецкий монастырь, несмотря на скудное число обороняющихся монахов, и скудное оружие – выдержал. В итоге английские корабли ушли от стен Соловецкого монастыря не соли похлебавши.
Начало 20 века открывало перед Соловецким монастырем светлые перспективы. В собственности Соловецкой обители оказались пароходы. Пароходы возили в Соловецкий монастырь паломников с материковой части Российской Империи. На Соловецких островах начала работу гидроэлектростанция, которая стала первой ГЭС на русском севере. На соседнем с Соловками острове Большая Муксала была ферма. Острова соединили насыпью - теперь от фермы к Соловецкому монастырю был сухопутный путь.
Грянула гроза революции. Через шесть лет после установления советской власти, Соловецкий монастырь был превращен в концентрационный лагерь. Среди заточенных Соловецкого монастыря были люди, которые думали по-другому, которые не воспринимали советскую власть. Тут были и священники, крестьяне, аристократы… Многие из заключенных были расстреляны. Труд заключенных использовался в разных целях, но только не в нуждах монастыря. Вскоре здания Соловецкого монастыря пришли в упадок. Преображенский собор Соловецкой обители стал огромным тюремным бараком. Тюрьма, разбитая в стенах Соловецкого монастыря , прекратила свою работу лишь в 1940 году.
Соловецкий монастырь возобновил свою работу лишь в 90-ых годах 20 столетия, после падения коммунистической власти. Патриарх Алексий II осветил надвратную церковь Соловецкого монастыря в августе 1992 года. В память о русских людях подвергшимся репрессиями за свое инакомыслие, здесь на Соловках, на Секирной горе установлен памятный деревянный крест.
Верующий православный человек, побывавший на Соловках и видевший Соловецкий Монастырь, скажет, что до Бога здесь гораздо ближе, чем рядом с повседневной городской суетой. Верующий будет абсолютно прав. Глядя на низкое северное небо, серую воду и огромные валуны, начинаешь думать о чем-то вечном. Рядом с тобой тишина, которую изредка нарушают чайки. Теперь, ты начинаешь хоть чуть-чуть понимать, чем так манили монахов подвижников Соловецкие острова, и почему здесь в стенах Соловецкого монастыря совершались разные чудеса, и почему Соловецкая обитель – одна из главных православных святынь России.