Любить свою Родину — значит знать её
» Поэты » Анализ стихотворения Бальмонта

Анализ стихотворения Бальмонта


          Бальмонт К.Д.         Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942) – русский поэт-символист младшего поколения, создавшего поэтику символа, в котором видится конкретное философское содержание. Отличительной чертой поэзии Бальмонта является его способность к утонченным способам выражения мыслей и чувств, звуков и красок мира. Стихотворение «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…» (1903) – характерное для Бальмонта произведение, в котором его лирический герой – центр Вселенной, бесконечной, прекрасной, недосягаемой для разума. Пожалуй, впервые тема предназначения человека, столь привычная для литературы вообще, а особенно - для русской литературы, раскрывается в космическом масштабе. Постулат «Человек – это целая Вселенная» принимает у Бальмонта вполне конкретные очертания: Я заключил миры в едином взоре, Я властелин. Лирический герой Бальмонта – человек, который, подобно Богу, не просто созерцает бесконечный и таинственный мир, он его творит, открывает, расцвечивает, озвучивает и славит. Весь прекрасный необъятный мир принадлежит ему: небо и солнце, горы и долины. А он пришел в этот мир, чтобы воспеть его музыку и краски, мощь и непостижимый замысел: Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою.

         Слово «откровенье» в этом контексте может иметь два значения: откровенье как постигнутая, раскрытая тайна и откровенье как доверительная открытость людям и всему миру. Значит, лирический герой стихотворения предстает перед нами и властелином, постигшим тайну Вселенной, и глашатаем, посланцем, призванным открыть эту тайну людям, оповестить о ней, воспеть ее. Дважды в стихотворении звучит слово «мечта»: «Я победил холодное забвенье, создав мечту мою.» и «Мою мечту страданья пробудили». О какой мечте идет речь? Ведь не из пустословия поэт говорит о мечте, не для красивости? Думается, что мечта здесь – это не планы на будущее, как мы обыденно привыкли понимать значение этого слова, мечта у Бальмонта – это, скорее, идея, открытие, духовное прозрение. Создать такую «мечту» можно только в трудном поиске, через преодоления, ошибки, страдания – к победе, к истине, к разгадке Божьего замысла. А «холодное забвенье», которое победил лирический герой? Что стоит за этим образом? Можно предположить, что поэт так обозначил состояние забытья, опустошенности, отсутствия жизненной энергии. Преодолев, победив «холодное забвенье», лирический герой приобретает способность видеть, слышать, чувствовать и понимать этот мир. Можно строить догадки. Но в том-то и состоит концепция символизма, что право думать, завершить бегло намеченный поэтом образ предоставляется самому читателю – в соответствии с личным мировосприятием.

         Бальмонт слил воедино разнородные образы материальной, чувственной, интуитивной сфер человеческого восприятия жизни и мира, чтобы получить величественную картину Вселенной, неотъемлемой и гармоничной частью которой является человек с его божественным даром видеть красоту, понимать ее магическую силу: Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто. Стихотворение Бальмонта «Я в этот мир пришел…» - это еще один шаг поэта-символиста на пути слияния слов, красок и музыки, как это происходило в других его стихах: «Тончайшие краски», «Безглагольность», «Аккорды», «Я вольный ветер…» и других. Его лирический герой живет в своем идеальном мире, где он – и «изысканность русской медлительной речи», и ветер, и ручей, и гром, и властелин мира. У него есть право сказать, что жизнь глубока и прекрасна, и что она достойна того, чтобы воспевать ее даже в «предсмертный час»!





28956 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Ан­дрей Рублёв со­зда­вал фрес­ки
    A4
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме