Известный бард Сергей Никитин как-то пошутил в том духе, что, дескать, барды – это люди, которые занимаются не своим делом. Его коллега по бардовскому цеху – Олег Митяев – в свою очередь призвал всех увлеченных людей смелее переходить с места на место, чтобы в итоге понять, где и в чём находится твоё настоящее призвание. Вот только сказать об Александре Моисеевиче Городницком, что он не нашел себя или не состоялся в профессии, конечно, нельзя. Это, скорее, пример, физика (точнее, геофизика), которому профессия нисколько не мешает быть «лириком».
↑ Биография Александра Городницкого
Городницкий – из тех, кого называют «детьми блокады». Родился Александр Моисеевич 20.03.1933г. Он сразу после окончания средней школы с золотой медалью, избрал геофизику сферой своих основных интересов. Чтобы реализоваться в профессии, окончил Ленинградский горный институт. А затем на несколько десятков лет настала пора путешествий и экспедиций.
Судьба заносила его то на крайний Север, то в Атлантику. На паруснике «Крузенштерн» он совершил не одну океанографическую экспедицию. Участвовал в поисках легендарной Атлантиды. Не стояла на месте и его научная карьера: он – доктор геолого-минералогических наук, профессор и академик Российской академии естественных наук. Человек широкой образованности, блестящий эрудит. В то же время скромен и знает себе цену.
Один из последних российских интеллигентов, даже несмотря на еврейское происхождение. Большой патриот своей страны, живет её радостями и болями. Песня о Севастополе с её рефреном «Севастополь останется русским» уже при первом исполнении вызвала у слушателей настоящую бурю эмоций. В прошлом году отметил 80-летний юбилей. По-прежнему бодр и энергичен, в строю, много и охотно выступает перед публикой. Один из основоположников жанра авторской песни.
↑ Творчество Александра Городницкого
Стихи он начал писать еще в школьные годы. Кое-что даже удалось пристроить в периодической печати. В 1967 году вышла первая поэтическая книга – «Атланты». Всего к настоящему времени у него издано более двадцати книг стихов, песен и мемуарной прозы, а также около десятка дисков с авторскими песнями. Городницкий разносторонен. В чем-то его можно сравнить с французским поэтом-символистом С.Малларме или с М.Волошиным.
В его поэзию вошло всё многообразие земных широт – к тому же, на основе непосредственных, личных впечатлений. Романтика дальних странствий удивительнейшим образом переплетается у Городницкого с эпичностью, масштабностью мышления и охвата событий. И все-таки лучшие песни написаны им в 60-е годы прошлого века. Это и «Атланты», и «Перекаты», и «На материк», и «Снег», и «Жена французского посла». Многие из них, как признавался сам Городницкий, навеяны северными экспедициями и тем фольклором, который довелось услышать там.
Именно в подражанием таким песням, как «Я помню тот Ванинский порт», «Идут на север срока огромные», «По тундре, по железной дороге» Городницкий и обратился к жанру авторской песни. Сказать, что эти песни приняли и запели – ничего не сказать. Они вошли в плоть и кровь полярников, моряков, «сидельцев», которые даже уверены, что автор сгинул в сталинских лагерях, а какой-то Городницкий, горожанин, никогда не смог бы написать ничего подобного.
↑ Интересные факты
- Барды первого «призыва» редко были музыкально образованными людьми, могли похвастаться лишь знанием нескольких аккордов, пели исключительно по слуху, и само это пение было, скорее, мелодекламацией, а не пением в привычном смысле этого слова.
- Городницкий в этом смысле не то, чтобы неоригинален – он даже не выучился играть на гитаре, и до сих пор на многочисленных публичных выступлениях либо обходится без музыкального аккомпанемента вообще, отбивая рукой ритм, либо ему подыгрывает кто-нибудь из присутствующих. Впрочем, на это мало кто обращает внимания – ведь смысловая насыщенность стихов и песен куда важнее для истинных ценителей жанра, нежели внешняя сторона дела.